«Цифры красноречивее лозунгов», — подчеркнул заместитель Премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин на расширенном заседании коллегии Минстройархитектуры, резюмируя итоги 2012 года и обозначая планы на текущий период. С ними куратор отрасли знаком хорошо и не понаслышке. Выступления руководства министерства, отдельных предприятий и организаций, а также традиционная выставка достижений строительного комплекса акцентировали внимание участников совещания на основных позициях развития, которые вице-премьер дополнил рядом весомых конструктивных предложений.
«Правительство республики в целом положительно оценивает итоги работы строительного комплекса за прошлый год, — обратил внимание Анатолий Калинин, — в то же время многое еще предстоит сделать».
По его словам, внимание, проявляемое Главой государства к отрасли, свидетельствует об ожидании предложений по действенным преобразованиям в строительной сфере, в том числе в области ценообразования. Из-за недостаточного уровня мотивации в строительстве произошел отток кадров, остановить который может повышение заработной платы. По ряду видов работ это уже сделано, на очереди и другие направления. Однако, по убеждению заместителя Премьер-министра, зарплату следует поднимать не в одночасье, а системно, чтобы ее рост не привел к существенному увеличению затрат по госпрограммам: госинвестпрограмме, жилищного и сельского строительства, др. Управлять экономикой строительной отрасли можно и нужно не столько ростом заработной платы, сколько повышением эффективности работы. «Это отрасль, которая может зарабатывать и доказывает это на деле, — подчеркнул Анатолий Калинин. — Глава государства и Правительство ждут от нее новых прорывных проектов!»
Начинать надо с реализации программы развития строительной отрасли. Что касается отдельных предприятий, то, как акцентировал внимание выступающий, здесь не должно быть отписок и «модернизации ради модернизации — она должна включать экономическое, технологическое и кадровое преобразования». В качестве примера можно привести диверсификацию продукции промпредприятий, что позволяет гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка и наращивать внутренние продажи и экспорт продукции.
Он обратил внимание руководства Минстройархитектуры на необходимость управлять не только республиканскими предприятиями и организациями, но и, в определенной степени, субъектами хозяйствования коммунальной формы собственности и без ведомственного подчинения. Это позволит привлекать ведущие проектные институты и генподрядные тресты в первую очередь на масштабные проекты, не отвлекая на мелкие объекты, которые под силу менее крупным фирмам. В связи с этим Анатолий Калинин вновь подчеркнул очевидные выгоды создания отраслевых холдингов, в состав которых призваны войти наиболее передовые предприятия и организации, что повысит их конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках.
Как известно, сегодня в проектном деле совершается настоящая революция, а вернее, эволюция: речь идет о внедрении так называемых BIM-технологий (это направление апробируется в трех подведомственных институтах: Белгоспроект, Белпромпроект и Гипросельстрой). Анатолий Калинин порекомендовал осуществлять модернизацию поэтапно и предупредил, что освоение новых форм неизбежно дает просадки по темпам и объемам проектирования. По его словам, данный факт находит понимание Главы государства — современная экономика не предусматривает резкого наращивания темпов строительства. Говоря о проектном деле, заместитель Премьер-министра обратил внимание на такие важные составляющие успешной деятельности, как увеличение эффективности работы, выработки проектировщиков и обязательное введение страхования рисков. Он также потребовал усилить ответственность заказчика и не допустить бесконтрольного внесения изменений в проектную документацию. Кроме того, предстоит усилить экспертизу и контроль по бюджетным проектам и качеству строительства.
Куратор отрасли напомнил о безусловном выполнении Указа № 361, регламентирующего неизменные договорные цены на строительство объектов. «Необходимо в ближайшее время собрать совет руководителей стройорганизаций в области проектирования, выработать алгоритм работы и прописать его в нормативный документ», — отметил он.
В Год бережливости особую актуальность обретает инициатива по проверке вновь построенных и отремонтированных домов для определения возможных теплопотерь. Гарантийные обязательства проектных и подрядных организаций, касающиеся энергоэффективности вводимых в эксплуатацию зданий, будут закреплены в специальном документе — теплотехническом паспорте. Предлагается также с 2014 года переходить на строительство исключительно энергоэффективного жилья. «Прирастем в затратах, но будем строить то, что необходимо будущим поколениям!» — прокомментировал Анатолий Калинин.
Важной задачей является усиление «инжиниринговой стратегии». Это направление развито и прибыльно во всем мире, и Беларуси негоже отставать от современных тенденций. Как подчеркнул куратор отрасли, «надо зарабатывать мозгами».
Большое внимание выступающий уделил нормотворчеству. Так, предстоит работа над проектами указов по таким стратегически важным направлениям, как города-спутники, долевое строительство, параллельное проектирование и строительство и др.
И, наконец, немаловажным фактором развития отрасли является кадровая политика, в том числе повышение квалификации. Отечественный и зарубежный передовой опыт нужно изучать и внедрять, убежден Анатолий Калинин. Конкретными шагами в этом направлении уже в этом году могут стать выездные совещания на базе организаций Гроднопромстрой и Гомельпромстрой.
Мощности производств по выпуску основных стройматериалов удвоены
Итоги работы отрасли за 2012 год и перспективы на 2013-й были в центре внимания не только на заседании коллегии, но и днем ранее — на пресс-конференции Министра архитектуры и строительства Анатолия Ничкасова.
Говоря об основных итогах, он отметил: «В минувшем году в отрасли произошло несколько значительных событий, связанных с вводом в строй мощностей по выпуску стройматериалов. Это введение в эксплуатацию двух цементных заводов, позволивших устранить дефицит цемента в стране, одного из крупнейших заводов в Европе по производству гранитного щебня — материала, пользующегося огромным спросом как в Беларуси, так и за рубежом». Также введены в строй три домостроительных комбината, пусковые комплексы модернизации производства еще на пяти комбинатах. Строительство и пуск технологической линии по производству флоат-стекла позволили удвоить его производство в Беларуси. Ввод новых предприятий позволил сформировать положительное сальдо экспорта товаров отрасли в размере 141 млн долларов.
На среднесрочную перспективу запланирован ряд инвестпроектов, которые дополнят существующие мощности по выпуску стройматериалов. Так, запланировано создание производства по выпуску энергосберегающего стекла и создание производства кальцинированной соды (сырье для стекольной промышленности). Министр отметил, что проект по созданию производства кальцинированной соды планируется реализовать в партнерстве с российским инвестором. «Мы договариваемся о создании белорусско-российской ТНК по производству кальцинированной соды на белорусском сырье, — сказал он. — Этот инновационный импортозамещающий продукт нужен не только нашей стране: он может быть востребованным на рынках ближайших стран». Анатолий Ничкасов обратил внимание на то, что проект по производству кальцинированной соды важен для республики — на предприятиях Министерства архитектуры и строительства производят стекло, хрусталь, медицинскую тару. При их изготовлении требуется кальцинированная сода. «Это очень дорогостоящий продукт, и ввозится он к нам сегодня из-за рубежа», — подчеркнул руководитель ведомства.
В 2012 году была поставлена задача по поиску технологии производства кальцинированной соды на основе отечественных компонентов. По словам Министра, на сегодняшний день белорусские специалисты совместно с российским ОАО «Башхим» изучают белорусское сырье, которое можно применить для технологического процесса, в том числе доломиты и калийные соли. Рассолы последних, к примеру, являются важным составляющим для производства соды.
В числе первоочередных инвестпроектов А. Ничкасов также выделил планы по созданию транспортной компании для обслуживания грузопотоков предприятий стройотрасли. «В связи с ростом как внутри страны, так и на внешних рынках перевозок товаров, производимых предприятиями строительной отрасли, мы создаем транспортную компанию», — сказал он. Анатолий Ничкасов подчеркнул, что для предприятий отрасли увеличиваются задания по экспорту производимых товаров. «А это дополнительная нагрузка на Белорусскую железную дорогу. Поэтому мы перенимаем опыт других отраслей и создаем свой парк подвижного состава, который обеспечит беспрепятственные и более эффективные перевозки наших товаров и грузов», — отметил Министр. Он уточнил, что с помощью создаваемой транспортной компании появится возможность перевозить до 110 млн тонн грузов в год.
Экспорт товаров и услуг
Также белорусские строители активно участвовали в работах за рубежом. Обширная программа строительства жилья, производственных объектов, сооружений сельскохозяйственного назначения реализуется в Венесуэле. «В минувшем году, — сообщил Анатолий Ничкасов, — нам удалось ввести в эксплуатацию заводы по сборке тракторов и продукции МАЗа: они расположены на смежных площадках в городе Баринасе. А в городе Маракае введен в эксплуатацию мощный комплекс по производству стеновых материалов».
В 2012 году подведомственные Минстройархитектуры предприятия увеличили экспорт стройматериалов в 2,4 раза по сравнению с 2011 годом, до 520 млн долларов. Положительное сальдо внешней торговли составило 141 млн долларов.
Касаясь вопроса о расширении сотрудничества с Россией, А. Ничкасов рассказал, что в 2012 году министерство приняло меры по расширению в эту страну экспорта услуг в строительстве, прежде всего жилищно-гражданском. Так, были направлены мощности белорусских домостроительных комбинатов на возведение крупнопанельных домов в сопредельную страну, организации получили лицензию на выполнение строительных работ в российских регионах. По сравнению с 2011 годом объем таких услуг вырос в 2,6 раза.
В ходе пресс-конференции был затронут и кадровый вопрос. Министр констатировал, что в Беларуси удалось стабилизировать отток работников строительных специальностей за счет увеличения зарплаты и улучшения организации работы. «В 2012 году мы достигли уровня заработной платы в строительстве 2010 года и даже превысили его. Зарплата составила 5,5 млн рублей по стране, 6,5 млн — по Минску. В валютном эквиваленте это выше 500 долларов». Сейчас в отрасли занято 218 тыс. работников.
Жилищный ответ
Министр подробно рассказал, что ждет белорусов, желающих улучшить свои жилищные условия. «Мы подошли к реализации нашей политики в строительстве через государственный заказ, который предполагает контрактные неизменные цены не в теории, а на практике, и видим в этом необходимость», — отметил Анатолий Ничкасов.
По словам Министра, в этой связи принципиально важным является принятие нормативного правового акта: проект Указа в настоящее время подготовлен и проходит согласование.
А. Ничкасов пояснил: государственный заказ предполагает, что подрядная организация и заказчик принимают на себя обязательство по финансированию и строительству практически готового жилья, вовлечение граждан в инвестиционный процесс осуществляется лишь на последней фазе. Сегодня же гражданин вовлечен в него с самого начала. «Сначала он стоит в очереди, потом следит за проектированием, потом переживает, что сроки или график возведения жилого дома не соблюдаются, потом меняется стоимость. Таким образом, мы поставили потребителя в жесткие условия сопровождения всего хода строительства», — констатировал Министр.
Для того чтобы исключить такую ситуацию, Минстройархитектуры предлагает новую модель, апробированную за рубежом, в частности, в России. «В итоге гражданину будет предлагаться на выбор жилье со своей ценой, которая в то же время будет контролироваться и регулироваться государством», — уточнил Министр.
Также Анатолий Ничкасов отметил, что инструменты финансирования жилищного строительства в Беларуси будут расширены.
«Этот процесс достаточно медленный, но вместе с тем существенные подвижки есть по ипотечному кредитованию», — констатировал Анатолий Ничкасов. Он добавил, что к сдвигам в этой сфере нужно отнести намерения Нацбанка по созданию национального агентства ипотечного кредитования. Это позволит расширить возможности населения в определении источника поступления ресурсов для строительства.
«К существенным новшествам следует также отнести изменение подходов к типологии жилья», — отметил А. Ничкасов. В 2010 году от построенного в стране почти 80 % было возведено с господдержкой и, как правило, в многоквартирном жилом фонде. Затем был рассмотрен опыт соседних стран, в первую очередь европейских. «Мы увидели, что арендное является преобладающим видом жилья, например, в Германии, Швеции, Австрии», — рассказал Министр. Развитые европейские страны в своем фонде насчитывают от 60 % до 80 % арендного жилья, имеющего свои плюсы. «Оно позволяет населению мобильно реагировать на преимущества того или иного региона и свободно перемещаться, следуя своим личным целям», — пояснил Анатолий Ничкасов, поэтому Беларусь взяла курс на расширение объемов арендного жилья.
В целом Министр подчеркнул, что жилье как отрасль получит новые ориентиры. В 2012 году была разработана, прошла общественное обсуждение и рассмотрена в Правительстве и Администрации Президента концепция жилищного строительства Беларуси. Вместе с программой социально-экономического развития республики до 2015 года она определила динамику ввода жилья. «Динамика достаточно напряженная: в 2015 году мы должны построить в стране вдвое больше, чем возвели в 2012 году, или 9-9,5 млн м2», — сообщил он.
Говоря об итогах 2012 года, Министр отметил, что задание по вводу жилья в республике было выполнено со строительством около 4,5 млн м2. «В отношении цены мы также полностью выдержали установленный график: среднегодовое значение стоимости квадратного метра составило около 3,5 млн руб.», — подчеркнул Анатолий Ничкасов. По его данным, максимальным значением за метр строящегося соцжилья в 2012 году было 3880 тыс. руб. В 2012 году стоимость метра жилья была ниже, чем средняя заработная плата в Беларуси. «Это достижение 2012 года», — считает Министр.
Модернизация — «основа основ»
Опытом работы, а главное, видением решений существующих проблем с коллегами поделились руководители ряда предприятий и организаций отрасли. Среди них — генеральный директор ОАО «Гомельпромстрой» Ефим Фридкин. «Основой основ» он назвал техническое перевооружение и модернизацию производства. В Гомельпромстрое это процесс осуществляется поэтапно и включает техперевооружение производства железобетона и металлоконструкций, приобретение новой техники, совершенствование проектно-сметной документации. Так, запланировано приобретение бетонного узла, установки для изготовления профлиста и сэндвич-панелей, линии по изготовлению вентиляционных систем, мн. др.
Для модернизации и техперевооружения производства необходимы средства, и немалые. А «короткие деньги» — кредитные ресурсы — как известно, сегодня невыгодны. В связи с этим Ефим Фридкин поставил вопрос о рассмотрении на уровне Правительства возможности введения планового целевого авансирования работ по объектам, что даст возможность, к примеру, приобретать технику. Кроме того, необходимо покончить с практикой задержки расчетов по выполненным объемам работ, что, к сожалению, нередко встречается. В числе других приоритетов выступающий назвал оптимизацию коллектива, в том числе АУП; повышение заработной — «заработанной, а не взятой из воздуха!» — платы; усиление контроля за техникой безопасности.
Возвращаясь к теме совершенствования проектно-сметной документации, Ефим Фридкин обратил внимание, что Указ Главы государства № 361 не заработает в полную силу, пока останется распространенной практика начала работы на объекте «почти без ПСД», из-за чего невозможно рассчитать контрактную цену, а значит, воспользоваться сэкономленными деньгами. Из-за этого остается невостребованной, в частности, такая полезная инициатива, как рационализаторство…
«Рационализация — это стимул развития инженера, — поддержал коллегу генеральный директор ОАО «Строительный трест № 8» Михаил Водчиц. — Однако в последние годы такая возможность практически «атрофировалась», потому что на практике ее трудно простимулировать». Исправить ситуацию, по убеждению докладчика, призван Указ № 361. Он солидарен с руководителем Гомельпромстроя еще в одном вопросе: основным препятствием к тому, чтобы документ заработал, является параллельное проектирование и строительство.
Основываясь на опыте работы в России, Михаил Водчиц призвал внимательно рассмотреть механизм введения электронных торгов — в восточной стране-соседке их нередко выигрывают фирмы-однодневки, кроме того, они затягивают процедуру определения возможного победителя.
«К слову, если мы хотим наращивать экспорт, необходимо законодательно создать иные — благоприятные! — экономические условия для предприятий», — продолжил генеральный директор стройтреста № 8. Так, В России практикуется внесение подрядной организацией (в первую очередь, по масштабным бюджетным объектам) 5-процентного взноса, что, при существующих банковских процентах на кредит, весьма обременительно для предприятия.
«Государева служба»
«Значительный отток квалифицированных специалистов из ведущих проектных организаций в последние годы по известным всем причинам не лучшим образом повлиял на качество разрабатываемой проектной документации», — так сформулировал одну из основных причин впечатляющих итогов работы органов госэкспертизы за прошедший год генеральный директор УП «Главгосстройэкспертиза» Леонид Петруша. Снижение сметной стоимости в приведенных ценах от 1 января 2012 г. составило по результатам экспертизы более 12 трлн руб., в т. ч. 7,8 трлн — бюджетные деньги (или более 6 % в целом от стоимости, представленной на рассмотрение). В том числе снижена стоимость проектных работ на 205,5 млрд руб. (или свыше 9 %). «При этом, — подчеркнул выступающий, — стоимость самой экспертизы для заказчиков составила три сотых процента от общей стоимости строительства объектов, представленных на экспертизу». Одновременно за прошедший год сметная стоимость по результатам экспертизы была увеличена по ряду объектов на 2,3 трлн руб. из-за допущенных при проектировании ошибок и просчетов.
«Справедливости ради нужно отметить, что на эти цифры серьезно повлиял и переход на новую систему ценообразования, — продолжил Леонид Петруша. — Принятые Правительством и министерством меры позволили к концу года стабилизировать ситуацию».
Руководитель госэкспертизы призвал предприятия по производству строительных материалов и конструкций информировать проектировщиков о ценах на продукцию, не вошедшую в республиканскую ресурсную базу, для объективного определения сметной стоимости строительства.
Возвращаясь к проблеме качества проектных услуг, Леонид Петруша отметил, что основной негатив на наш рынок приносят малочисленные частные организации, не способные решать сложные технические задачи, которые зачастую стоят перед строительным комплексом. В связи с этим, по убеждению докладчика, должна возрасти роль заказчика, который в ряде случаев не готов к такой ответственности. «Обеспечить полноценное всестороннее улучшение качества проектирования без специальных мероприятий со стороны заказчика практически невозможно!» — подчеркнул он.
Выступающий поддержал инициативу крупных подрядных организаций взять на себя проектирование на стадии «рабочий проект» непосредственно подрядчиком: «Я твердо убежден, что архитектурный проект должен быть разработан проектной организацией и пройти экспертизу, по нему утверждается общая стоимость. А подрядчик должен брать в руки рабочее проектирование — тогда будут рационализации и пр.»
Министром Анатолием Ничкасовым было высказано мнение о возможности пересмотра состава проектной документации и некоторых процедур, в том числе госэкспертизы, по небольшим проектам. При этом, безусловно, должны соблюдаться требования к надежности и безопасности объектов.
Заместитель Премьер-министра согласился с возможностью определенной либерализации, подчеркнув при этом, обращаясь к руководителю Главгосстройэкспертизы: «Вы — государева служба!»
По итогам работы за 2012 год за плодотворную безупречную работу Почетной грамотой Минстройархитектуры награждены: М. Г. Лазарашвили — директор ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль», Э. Г. Гаврилкович — генеральный директор РУПП «Гранит», А. А. Споткай — директор ОАО «Минский Промтранспроект», В. В. Ступников — генеральный директор ОАО «Белорусское управление механизации», Е. Н. Орса — управляющий ОАО «Трест Белпромналадка». Объявлена Благодарность Министра Г. Н. Малиновскому — генеральному директору ГП «Институт НИИСМ», И. Л. Лишаю — директору РУП «Стройтехнорм», П. К. Жабко — директору ОАО «НИИ Стройэкономика», Н. А. Бусалову — генеральному директору ОАО «Строительный трест № 21», М. П. Добышу — генеральному директору ОАО «Автоспецтранс», Г. А. Пурсу — директору РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве», В. Э. Сергейчуку — директору ОАО «Минский завод силикатных изделий».
Нагрудным знаком «Ганаровы будаўнiк» награждена заместитель директора по экономике РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» Л. А. Горошко.