"О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь".
Документом устанавливается, что сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении или укрупненных нормативов стоимости строительства единиц площади, объема, мощности объекта, стоимости объектов-аналогов.
Так, согласно Указу, сметная стоимость строительства объектов определяется на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком, застройщиком с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации, и прогнозных индексов цен в строительстве.
В целом, как прокомментировал начальник главного управления экономики Минстройархитектуры В. В. Кутырло, в "центре внимания" Указа находится неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объекта (в том числе этапов работ по строительству).
Что касается второй части документа — "о внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь", — то, как отметил В. В. Кутырло, здесь нашли отражение предложения Минстройархитектуры о необходимости регулирования стоимости не только работ, но и строительных материалов, используемых при возведении объектов за бюджетные средства, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов). Эти предложения, выдвигавшиеся и ранее, сегодня особенно актуальны в свете текущей экономической ситуации и решения поставленной задачи по регулированию стоимости строительства, в первую очередь жилищного, для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По мнению специалистов Минстройархитектуры, на современном этапе требуется сохранить функции государственного регулирования в отношении ценообразования объектов, возводимых с господдержкой. Эта — пусть достаточно непопулярная — мера необходима для защиты прав граждан, строящих жилье с привлечением льготных кредитов.
"Что касается объектов, финансируемых из не бюджетных источников, то здесь, возможно, строгое регулирование не требуется. Однако и тут нельзя допускать "рывков", которые негативно скажутся на экономическом положении как заказчика, инвестора, так и подрядчика. Новый подход будет способствовать, в первую очередь, развитию конкуренции на рынке подрядных работ, а также предпринимательской инициативы проектных и строительных организаций, их стремлению снизить затраты на строительство объектов с тем, чтобы, уложившись в договорную цену, построить объект и получить при этом необходимую прибыль для своего развития.
Безусловно, принятый Указ № 361 — это первый шаг в заданном направлении. В настоящее время Минстройархитектуры совместно с "РНТЦ в строительстве" и "Стройэкономикой", а также с участием специалистов-практиков разрабатывает пакет нормативных документов, принятие которых позволит на практике реализовать нормы данного Указа и совершенствовать ценообразование в строительстве, внедрить в практику строительства неизменные договорные (контрактные) цены", — отметил начальник главного управления экономики.