Согласно части первой статьи 12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
На основе анализа действующего законодательства РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" (далее — Служба) предлагает для изучения и использования в работе отдельные положения нормативных правовых актов, неправильное применение которых может повлечь за собой совершение субъектами предпринимательской деятельности правонарушений.
Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) с выплат, произведенных за счет источника собственных средств и не включенных в себестоимость продукции, работ, услуг
В соответствии с пунктом 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь (далее — Минфин) от 30 сентября 2011 г., № 102, себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг включает:
в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, — прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к реализованной продукции, работам, услугам;
в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, — стоимость приобретения реализованных товаров (в ценах приобретения или в розничных ценах, за исключением сумм реализованных торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров).
Пунктом 54 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина от 29 июня 2011 г. № 50 (далее — Инструкция № 50), определено, что счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению, в том числе пенсионному, работников.
Отчисления на социальное страхование и обеспечение работников, производимые за счет организации, отражаются по дебету счетов, на которых отражается начисление затрат на оплату труда, и кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Данная норма позволяет говорить о том, что предусмотренные законодательством обязательные отчисления от затрат на оплату труда и других выплат работникам, не подлежащих включению в себестоимость продукции, работ, услуг, а отражаемых на других счетах бухгалтерского учета, следует учитывать на этих же счетах.
Напоминаем!
Для целей налогового учета обязательные страховые взносы в ФСЗН, производимые в соответствии с законодательством на выплаты работникам, занятым в производстве товаров (работ, услуг), включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, вне зависимости от источника начисления таких выплат.
Денежные документы
До 1 января т. г. в соответствии с Инструкцией по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина от 30 мая 2003 г. № 89 (далее — Инструкция № 89), денежные документы в бухгалтерском учете отражались на балансовом счете 50 "Касса" субсчет 50-3, который предназначался для учета почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов и других денежных документов.
В типовом плане счетов-2012 понятие "денежные документы" отсутствует. Вместе с тем, пунктом 16 Инструкции № 50 определено, что на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы" могут учитываться почтовые марки, оплаченные авиабилеты и другие аналогичные документы в сумме фактических затрат на их приобретение. Соответственно, субъекты предпринимательской деятельности вправе открыть к счету 10 "Материалы" субсчет 10-13 "Денежные документы", предусмотрев в учетной политике конкретный их перечень, а также порядок отражения в бухгалтерском учете.
При этом к денежным документам могут быть отнесены почтовые марки, путевки в дома отдыха, санатории, турбазы и т. п., различные виды талонов, проездные билеты, оплаченные авиабилеты, прочие денежные документы.
Комментариями Минфина к Инструкции № 50 (далее — Комментарии № 50) разъяснено, что сальдо с субсчета "Денежные документы" счета 50 "Касса" в сумме остатков почтовых марок, авиабилетов и других аналогичных документов подлежит переносу на счет 10 "Материалы" с открытием отдельного субсчета.
Расчеты с персоналом по оплате труда
Пунктом 55 Инструкции № 50 установлено, что "счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате им дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации".
Согласно статье 1 Трудового кодекса Республики Беларусь работник — это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.
Очевидно, что с учетом данной формулировки организации не вправе отражать по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" начисленные гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам, суммы затрат по оплате выполненных работ, оказанных услуг. Для этого предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", предусматривающий расчеты с исполнителями за выполненные работы, оказанные услуги (часть первая пункта 47 Инструкции № 50), либо 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (с введением отдельного субсчета) (пункт 59 Инструкции № 50).
Вместе с тем специалистами Минфина устно разъяснено, что при подготовке Инструкции № 50 не преследовалась цель изменения подходов, обозначенных ранее Инструкцией № 89, исходя из чего выплаты персоналу, не состоящему в списочном составе организации, могут быть учтены на балансовом счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". В Комментариях № 50 указано, что организации вступительное сальдо на 1 января 2012 г. по счету "Расчеты с персоналом по оплате труда" рабочего плана счетов 2011 полностью переносят на счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" рабочего плана счетов 2012.
Справочно.
Службой инициировано внесение соответствующих изменений в Инструкцию № 50.
Горюче-смазочные материалы
В соответствии с пунктом 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина от 12 ноября 2010 г. № 133 (далее — Инструкция № 133), "стоимость горюче-смазочных материалов, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, машин и механизмов, списывается в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 "Материалы", субсчет "Топливо в баках транспортных средств" в зависимости от направления их использования.
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работником организации, ведущим оперативный учет горюче-смазочных материалов, делается соответствующая отметка.
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на работу оборудования, машин и механизмов, которая не оформляется путевым листом, может являться отчет о расходе горюче-смазочных материалов на производство".
Следует иметь в виду, что списание топлива производится по фактическому расходу, но не более норм, установленных законодательством. Обусловлено это пунктом 2 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее — Минтранс) от 31 декабря 2008 г. № 141 (далее — Инструкция № 141), согласно которому "нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с данной инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь".
Кроме того, нормы расхода топлива после включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь носят общеобязательный характер (подпункт 2.5 пункта 2 Методических рекомендаций о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утвержденных постановлением Минтранса от 21 февраля 2006 г. N 8).
В разъяснении Минфина от 14 октября 2011 г. № 15-1-15/623 на запрос Службы по обозначенному вопросу также отмечено, что "в целях контроля за фактическим расходом горюче-смазочных материалов организации обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами Республики Беларусь, устанавливающими порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств".
Напоминаем!
Согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь при налогообложении не участвуют затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, доводимых до организаций в установленном порядке.
С 1 августа 2012 г. (даты вступления в силу постановления Минтранса от 6 января 2012 г. № 3 "Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь") организациям следует руководствоваться новыми нормами расхода топлива и привести в соответствие свои распорядительные документы по его списанию.
Одновременно обращаем внимание на необходимость рационального и эффективного расходования горюче-смазочных материалов в рамках Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства".
При этом отмечаем, что Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2002 г. № 161 "О неотложных мерах по обеспечению сохранности и эффективности использования горюче-смазочных материалов" Комитету государственного контроля, Министерству внутренних дел, иным контролирующим органам в пределах их компетенции предписано:
усилить контроль за достоверностью выполняемых объемов работ, применением научно обоснованных норм расходования горюче-смазочных материалов;
обеспечить проведение в организациях проверок сохранности и эффективности использования горюче-смазочных материалов и по их результатам вносить предложения о привлечении лиц, виновных в нарушениях, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей, а при наличии оснований незамедлительно принимать меры для привлечения их к административной и уголовной ответственности (пункт 3).
Справочно.
С целью исключения разночтений на местах Службой инициировано внесение соответствующих изменений в пункт 83 Инструкции № 133.
Бюджетные средства на финансирование части расходов по жилищно-коммунальным услугам населению, проживающему в не обслуживаемом организациями жилищно-коммунального хозяйства жилищном фонде
В настоящее время отражение на счетах бухгалтерского учета такого рода средств регламентируется Инструкцией по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденной постановлением Минфина от 31 октября 2011 г. № 112 (далее — Инструкция № 112), как полученная из республиканского бюджета финансовая помощь. При этом несмотря на отсутствие прямого указания в обозначенной Инструкции о подобных операциях учет должен производиться только с ее применением.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь подготовлено разъяснение от 28 марта т. г. за
№ 07-28/94 "Об отражении в бухгалтерском учете организаций ЖКХ отдельных хозяйственных операций", ряд положений которого вступают в противоречие с нормами принятых актов законодательства и не могут быть использованы в практической работе.
Справочно.
Службой инициирован вопрос о внесении дополнений в постановление № 112.
А. А. Ризер, заместитель
начальника управления правовой
и методологической работы
РУП "Служба ведомственного контроля
при Минстройархитектуры"