Белорусский рынок жилья ждут перемены


Версия для печати

В прошлом году в нашей республике было возведено 4 миллиона 485 тысяч квадратных метров жилья. Программа-максимум на 2013-й — 6,5 миллионов «квадратов». Задача 2015 года — 9,5 млн м2. Темпы существенные, особенно если учесть, что 40 % квартир будет возводиться с господдержкой, а остальные — за счет средств граждан. Как будет обеспечиваться выполнение масштабных планов? Подробный механизм по их реализации содержится в Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года.

Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года (далее — Концепция) утверждена постановлением Совета Министров от 5 апреля 2013 г. № 267. Целью нововведения является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья. Задачи государственной жилищной политики состоят в предоставлении каждому гражданину широкого выбора способов решения жилищного вопроса, включая строительство нового жилья, его приобретение на вторичном рынке, наем помещений государственного и частного жилищных фондов. Государственная поддержка будет оказываться гражданам, которые собственными силами не могут улучшить жилищные условия, а также иным категориям граждан, исходя из специфики их деятельности. Документом расширено количество механизмов финансирования жилищного строительства, планируется максимальное привлечение внебюджетных источников, включая собственные средства граждан и организаций.

Подробнее об основных положениях Концепции рассказал начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Горваль.

По его словам, документ знаменует новый этап развития направлений, утвержденных Концепцией жилищной политики, принятой в 2008 году. В чем его отличие от прежних подходов? В первую очередь, вновь принятая Концепция более всеобъемлющая: помимо положений, связанных непосредственно с жилищным строительством, она включает критерии постановки на учет и предоставления государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, дополнен важный на сегодняшний день раздел, посвященный эксплуатации жилищного фонда и оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Помимо структуры, документ, безусловно, содержит и другие новации. Так, Концепцией определены принципиально новые направления в жилищном строительстве начиная с создания фонда арендного жилья. Как известно, возведение первых таких домов было начато уже в 2012 г. На текущий год запланировано строительство 220 тыс. м2 арендного жилья. Это альтернативный, а главное — аргументированный ответ на квартирный вопрос для части населения республики, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Существенным дополнением жилищной политики является и такой определенный Концепцией вид жилищного строительства, как государственный заказ. Строительство жилья в рамках госзаказа будет осуществляться за льготные кредиты — аналогичные тем, которые выдаются гражданам. Деньги от банка получат УКСы, которые возведут жилье и потом передадут его гражданам, имеющим право на господдержку в виде льготных кредитов и субсидий. Благодаря этому льготникам представится возможность получения жилья уже в готовом виде. Это исключит их из участия в длительном инвестиционном процессе (от задумки строительства до ввода объекта в эксплуатацию): человек может увидеть уже готовую квартиру и определить свое отношение к этому продукту — приобрести его или подыскать более подходящий вариант. Следует иметь в виду, что на начальном этапе жилье, построенное в рамках госзаказа, смогут приобретать только очередники, имеющие право на господдержку.

В Концепции также определен блок вопросов, относящихся к системе финансирования жилищного строительства. Его важность заключается в курсе, взятом на адресное оказание государственной помощи тем, кто имеет право на улучшение жилищных условий с государственной поддержкой. В целях дифференциации мер господдержки выделены категории нуждающихся в ней граждан.

Одновременно Концепцией определены механизмы, призванные заместить государственную льготную поддержку при улучшении человеком своих жилищных условий. Одним из них является ипотека, привлекательная более выгодными по сравнению с традиционными кредитными ставками. Напомним, что Закон «Об ипотеке» был принят в августе 2008 года, однако до настоящего времени высокие ставки по банковским кредитам не позволяют ему работать. Сегодня, с учетом зарубежного опыта, ведется работа по созданию Национального ипотечного агентства Республики Беларусь — структуры, которая сформирует действующий механизм с выдачей ипотечных кредитов, подавая тем самым пример банковской системе.

Гражданам представится возможность целевого накопления средств на жилье в системе жилищных строительных сбережений после принятия Закона Республики Беларусь «О системе жилищных строительных сбережений». Это позволит после накопления установленной доли суммы, необходимой для строительства (реконструкции или приобретения) жилого помещения, получить кредит на недостающую часть его стоимости на условиях, определенных системой жилищных строительных сбережений, по процентам более низким, чем по другим кредитам, выдаваемым банками на жилищное строительство. Формирование системы жилищных строительных сбережений будет осуществляться с использованием подходов, обеспечивающих ее развитие как банковско-финансового инструмента.

Серьезное внимание в Концепции уделено индивидуальному жилищному строительству, доля которого должна быть увеличена до 40 % в общем объеме ввода в 2015 году. Пока ежегодная цифра составляет порядка 30 %. Для того чтобы индивидуальное жилищное строительство получило реальную подпитку, запланировано увеличение количества предназначенных для этих целей земельных участков, а также денежных средств на обеспечение их минимальной инженерной и дорожной инфраструктурой. Более того, гражданам на безвозмездной основе будут предоставляться проекты жилья из конструкций заводского изготовления (на сегодняшний день более 30 таковых уже имеется).

Документ содержит целый ряд других положений, способствующих строительству жилья для всех категорий граждан — стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку; тех, кто стоит в очереди на строительство, однако на господдержку рассчитывать не может; людей, не относящихся к этим категориям, однако желающим увеличить свою жилплощадь, изменить ее качественные параметры либо месторасположение.

Что касается основных принципов постановки на учет нуждающихся в улучшении условий, то они определены в Жилищном кодексе, принятом 2 марта этого года. Концепцией же дополнительно предлагается ограничить постановку на учет в тех случаях, если гражданин (семья) уже получал государственную поддержку на строительство жилья, либо гражданин (семья) зарегистрированы по договорам найма/поднайма жилого помещения, но фактически по данным адресам не проживают. Таким образом, господдержка в жилищном строительстве отныне носит разовый характер. Исключение составляет ситуация, когда потребность в улучшении жилищных условий возникла в случае увеличения семьи при рождении или усыновлении (удочерении) ребенка. К слову, в настоящее время к Указу Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» подготовлены изменения, которые запрещают сдачу в аренду жилья, построенного с господдержкой, до завершения выплаты кредита, полученного на строительство жилых помещений.

В 2013-2015 годах условием обеспеченности жильем будет являться наличие в собственности и (или) пользовании общей площади жилых помещений не менее 15 м2 на человека (в Минске — не менее 10 м2).

На 1 января 2013 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 814 тысяч семей. Это немалая цифра, поэтому на сегодняшний день принято решение, что такие категории граждан должны быть обеспечены жильем в определенные сроки. Исходя из того, что государственная поддержка ограничена упомянутыми выше категориями населения, определено, что в первую очередь обеспечиваться жилыми помещениями будут многодетные семьи и семьи военных либо организаций, имеющих военизированные формирования. Надо также помнить, что не все граждане (семьи), имеющие право на льготные кредиты, имеют желание или финансовую возможность в обозримый период приступить к строительству жилья, в то время как некоторые представители групп, на которых не распространяются какие-то специфические виды господдержки, готовы строиться «здесь и сейчас». Поэтому Концепцией предусмотрен разумный баланс государственных возможностей и интересов граждан, позволяющий в трехлетний период, на который рассчитан документ, создать систему по улучшению жилищных условий различных категорий населения.

Добавим, что в стране будет создана единая информационная система учета жилищного фонда. Перечень категорий граждан, имеющих право на постановку на учет нуждающихся, может уточняться в процессе реализации государственной жилищной политики. К 2015 году местные исполнительные органы будут вести автоматизированный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В целом Концепция — это общее руководство к действию. Постановлением Совета Министров, утвердившим документ, Минстройархитектуры совместно с республиканскими органами государственного управления поручена разработка в двухмесячный срок плана мероприятий по его реализации для принятия необходимых нормативных правовых актов и осуществления практических шагов по выполнению задач, поставленных Концепцией.

Всего просмотров: 5 123
Опубликованно: 22.04.2013