Перед участниками семинара Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ на тему "О Единой информационной системе обеспечения строительной деятельности предприятий государств-участников СНГ", состоявшегося 15 августа в НОСТРОЙ (г. Москва), была поставлена задача проработать механизмы обмена информацией между национальными органами управления строительством, а также объединениями и организациями строительной отрасли стран Содружества о наличии строительных мощностей на территории других стран.
Мой адрес — не дом и не улица: www.bsc.by
Заместитель начальника управления социально-экономического развития отрасли — заведующий информационно-аналитическим сектором Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь С. В. Спиридонов рассказал участникам международного семинара о конкретном примере, над созданием которого министерство совместно с РУП "Белстройцентр" работало на протяжении последнего года.
Главная цель создания информационной базы — в данном случае, каталога строительных материалов — безусловно, продвижение продукции на рынке. На этом поле, как известно, есть три основных игрока: производитель, информационный посредник и потребитель. К последним относятся и проектировщики, и подрядчики, и простые покупатели, причем каждому из них нужна определенная, не редко отличная от других информация о товаре.
Каталог в настоящее время находится в активной разработке, а в текущей стадии опубликован на сайте РУП "Белстройцентр" (www.bsc.by) под рабочим названием "Рубрикатор". В нем сделана попытка классифицировать основные виды продукции, которая производится в Беларуси предприятиями стройиндустрии. В дальнейшем сведения, содержащиеся в информационной базе, должны широко популяризироваться, в т. ч. интегрироваться в мировые товаропроводящие электронные сети.
Заместитель директора — начальник Республиканского центра управления качеством в строительстве РУП "Белстройцентр" А. С. Понасенко провел для участников семинара наглядную "экскурсию по сайту", подробно останавливаясь на каждом пункте, транслируемом на экран: "наименование продукции" — "технические характеристики" — "производители" — "магазины"… "Впереди — размещение сведений о стоимости продукции", — сообщил он.
Делясь техническими подробностями формирования рубрикатора, С. В. Спиридонов отметил, что наибольшей сложностью при его создании является, пожалуй, качество заполнения полей каталога продукции самими производителями, многие из которых упорно не соблюдают предъявляемые требования. "Именно для того, чтобы их обучать либо самостоятельно структурировать поступающие сведения, и нужен в первую очередь информационный посредник", — прокомментировал специалист министерства.
Представитель Минстройархитектуры проинформировал, что в Беларуси есть также системы регистрации производителей и выпускаемой ими продукции по системе ГС-1 (т. е. с выдачей штрих-кодов); единая электронная система паспортов товаров; различные товаропроводящие системы, взаимодействующие на интеграционных принципах с помощью современных информационных технологий — вплоть до оформления конкретных сделок. "Сведения о продукции, единожды поступившие в некий информационный ресурс, далее "клонируются" в различных системах, — пояснил С. В. Спиридонов. — В то же время это не "слепое копирование", а использование информации уже под "другим углом" в зависимости от стоящих задач".
Автоматизированным системам в строительном комплексе Республики Беларусь был посвящен еще один доклад белорусской делегации. Первый заместитель директора ГП "Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С. С." Л. Н. Данилевский представил Республиканскую отраслевую систему контроля и анализа объемов и основных ценовых показателей производства, потребления, экспорта и импорта базовых строительных материалов предприятий строительной промышленности с оперативной оценкой их устойчивости на внутреннем и внешнем рынках.
"С целью оперативного контроля и принятия адекватных административных решений НИПТИСом разработана система мониторинга производства, потребления, импорта и эффективности экспортных поставок базовых строительных материалов в конкретном сезонном периоде, что позволяет комплексно анализировать основные рыночные сегменты строительной отрасли, — отметил докладчик. — Информация, полученная из различных источников, анализируется специалистами аналитического центра института, на основании чего дается прогноз по перспективной ценовой политике, объемам производства стройматериалов, импортных и экспортных поставок. Эти сведения передаются в Минстройархитектуры и другие органы госуправления, что позволяет осуществлять обратную связь с предприятиями по выпуску основных строительных материалов для обеспечения их конкурентоспособности".
Об информационном обеспечении аттестации и не только…
С работой, которая проводится Министерством регионального развития Российской Федерации по созданию федеральной информационной системы территориального планирования, участников семинара ознакомила директор департамента стратегического планирования Минрегионразвития России Е. С. Чугуевская.
Создание данной информационной системы было предусмотрено изменениями и дополнениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ. Она должна включать сведения о территориальном планировании от федерального уровня (схемы Российской Федерации в области транспорта, энергетики, здравоохранения и образования РФ) до муниципальных образований (всего порядка 10 тыс. документов). К картам РФ в перспективе прибавится схема в области оборонной безопасности. Две основные задачи, которые планируется решить с помощью системы на первом этапе, это обеспечение согласований документов территориального планирования в электронном формате и сбор исходных данных.
Система построена с использованием прозрачной технологии и подразумевает интеграцию с иными информационными системами, в т. ч. потенциально существующими как в Российской Федерации, так и в государствах-участниках Содружества. Одновременно с федеральной информационной системой будут введены классификатор и требования к отображению объектов федерального, регионального и местного значения, чтобы территориальное планирование во всей стране велось на "одном языке".
С 1 сентября 2011 года данная система находилась в опытной эксплуатации, а до ноября т. г. будет введена в промышленную эксплуатацию. Со следующего года предусмотрено ее развитие, в т. ч. наделение аналитическими функциями, с тем чтобы все инструменты территориального планирования, действующие на территории РФ, были систематизированы и выстроены в последовательную линейку.
Заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Л. С. Баринова в свою очередь рассказала об информационном обеспечении института саморегулирования в строительстве.
Она напомнила, что институт саморегулирования создан в России с января 2009 г. Это сделано по инициативе государства с целью делегирования профессиональному сообществу ответственности за обеспечение качества и безопасности в строительстве. Сегодня действуют три национальных объединения: строителей, проектировщиков и изыскателей. Первое — самое большое — включает 247 СРО, куда входят порядка 92 тыс. членов-организаций.
Говоря об ответственности, Л. С. Баринова подчеркнула, что она носит не только моральный, но и финансовый характер: при формировании СРО создается компенсационный фонд из разовых взносов членов-организаций для выплаты компенсации третьим лицам в случаях, если объект, построенный одним из членов саморегулируемой организации, оказался некачественным, аварийным и т. п. Поэтому претенденты на вступление в СРО проходят тщательный отбор, который заключается в ознакомлении не только с документами, но и действительным положением дел на местах. К примеру, проверяется реальное наличие заявленных специалистов, машин и механизмов, пр. Безусловно, пока здесь не все идеально, и "прорехи" в законодательстве оставляют лазейки, которыми пользуются недобросовестные компании. В результате остаются отдельные "коммерциализированные" СРО, торгующие допусками. В настоящее время механизм по пресечению деятельности таких саморегулируемых организаций (с исключением их из соответствующего реестра) дорабатывается.
Одной из основных задач НОСТРОЙ является совершенствование нормативной технической базы в строительстве. Выступающая ознакомила слушателей с этапами развития системы стандартизации объединения (действующей одновременно с национальной): на сегодняшний день принято 84 стандарта на правила ведения работ НОСТРОЙ, еще 81 находится в разработке. Как было отмечено, по вопросам создания стандартов в последнее время активная совместная работа налажена с Беларусью. На интернет-сайте НОСТРОЙ сформирован раздел "Техническое регулирование", где можно подробно ознакомиться с основополагающими документами в области технического регулирования всех уровней, в т. ч. создаваемых в рамках ТС, а также их проектами.
Л. С. Баринова рассказала также о практике проведения видеоконференций с членами НОСТРОЙ и организациями-коллегами, другими применяемыми IT-новшествами. Подробнее на этих вопросах остановился начальник отдела информационных технологий О. Г. Воронцов.
Nostroy.ru — открытый действующий сайт. Информационный портал может ознакомить всех желающих с новостями, происходящими в области саморегулирования в стране. Там же размещаются анонсы мероприятий НОСТРОЙ. Слева расположено меню, где, в принципе, раскрыты все приоритетные направления деятельности объединения: техническое регулирование, стандарты НОСТРОЙ, своды правил, проекты документов по стандартизации и пр.
Важное место в структуре сайта занимают базы данных. Прежде всего, это информация о саморегулируемых организациях, которые входят в национальное объединение строителей (к слову, возможен переход непосредственно на их сайты). Еще одна база данных содержит сведения о членах СРО, которых на сегодняшний день насчитывается более 92 тыс. Таким образом, заинтересованные могут выяснить, имеет ли право некая организация выполнять те или иные работы. У саморегулируемых организаций пользуется популярностью раздел "Проверка на дублирование в саморегулируемых организациях". По действующему законодательству, строительная компания может состоять одновременно в нескольких СРО, но получать допуски там должна по разным видам работ.
Есть на сайте и другие базы данных. К примеру, перечень организаций, рекомендуемых для прохождения повышения квалификации; ответы на актуальные вопросы в области саморегулирования; реестр аварий в области строительства; др.
Достаточно большой информационный проект связан с аттестацией специалистов в области строительства. Как и в Беларуси, эту процедуру нужно проходить раз в пять лет. В настоящее время в РФ разработана и внедряется единая система аттестации. На сайте содержится информация о процедурах тестирования и получения аттестата, а также реестр лиц, которые прошли тестирование и аттестацию. На сегодняшний день выдают аттестаты 110 саморегулируемых организаций. Еще 50 СРО готовятся приступить к этой процедуре. Аттестовано 27 тыс. специалистов стройкомплекса, всего выдано 63 тыс. аттестатов (один человек может иметь несколько таких документов). В системе загружено более 14 тыс. вопросов по всем видам работ, кроме тех, что связаны с атомным строительством (они пока находятся в разработке).
Внимание слушателей было обращено на тот факт, что онлайн можно отрепетировать экзамен, однако сдавать его испытуемому нужно лично в одной из СРО, чтобы исключить возможность злоупотреблений. К слову, в Интернете претендент на получение аттестата может ознакомиться с центрами аттестации: их адресами, временем работы и т. д.
"Замечательно, что в Беларуси есть два аккредитованных центра по тестированию (РУП "Стройтехнорм" и РУП "Белстройцентр"). Однако аттестация белорусских специалистов для работы в России осуществляется в саморегулируемых организациях РФ", — отметил выступающий, добавив, что вся информация об аттестованных специалистах также размещена на сайте.
Как видим, в Беларуси интернет-обеспечение аттестации специалистов в области строительства во многом схоже с российским аналогом. В то же время интересно было узнать, что в России пользователи могут оставлять на сайте свои замечания по формулировке вопросов-ответов, которые, при их справедливости, в дальнейшем учитываются разработчиками. Предусмотрена также актуализация вопросов для тестирования, что не позволяет механически зазубрить ответы на них.
Актуальным на сайте НОСТРОЙ является раздел, посвященный административным процедурам в строительстве с целью их дебюрократизации. Специалистами национального объединения строителей изучается, сколько и каких шагов должно быть пройдено, условно, от идеи строительства до ввода объекта в эксплуатацию. В настоящее время на основе полученных данных проводится работа по автоматизации этого процесса, что позволит застройщику подавать документы в электронном виде в организации, оказывающие административные услуги.
Одновременно составляется рейтинг городов в зависимости от условий прохождения в них соответствующих процедур. Как показывает практика, их число, сложность и стоимость существенно разнятся…
К слову, высокая оценка была дана не только передовым позициям Беларуси в области интеграции системы аттестации специалистов. Теплые слова прозвучали в адрес организаторов XXXIII заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ, которое состоялось в июне т. г. в Минске; кроме того, был положительно оценен белорусский опыт, в частности, в области градостроительства. Так, ответственный секретарь Фонда Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ А. В. Першин поделился с участниками семинара своими впечатлениями о генеральном плане республики (ГСКТО), работе по трансграничным территориям и т. д.
Сколько ног у осьминога?
Много лет занимались автоматизацией строительного комплекса г. Москвы и отдельных отраслевых предприятий в других регионах в ГК "Управление развитием систем и проектов". Опытом российской столицы при создании информационной системы по контролю за строительством, учету строительных объектов и организаций в области строительства, др. поделилась директор по стратегическому развитию компании Е. Г. Мамышева.
"Управление развитием систем и проектов" ("Системы и проекты") — российская IT-компания, созданная в 1999 году и аккумулировавшая в себе многолетний опыт работы специалистов по созданию корпоративных информационных систем для строительной отрасли.
В настоящее время компания "Системы и проекты" является ведущим интегратором, осуществляющим внедрение, эксплуатацию и развитие информационных систем Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы (далее — Комплекс).
Компанией совместно с НТЦ ИРМ разработана единая Интегрированная система информационного обеспечения строительного комплекса г. Москвы (ИСИО), объединяющая структурные подразделения и организации Комплекса и осуществляющая информационную поддержку управления строительной отраслью города на базе корпоративной информационной сети Комплекса и единого документооборота.
Вышеуказанная система интегрирована с системой делопроизводства мэрии г. Москвы и охватывает около 2000 рабочих мест, подключенных более чем к 40 серверам. Через ИСИО проходит свыше 2 миллионов документов в год, а хранилище данных содержит свыше 100 Гб информации.
На сегодняшний день "Системы и проекты" для строительной отрасли автоматизировали такие этапы инвестиционно-строительного процесса, как:
— подготовка и контроль за разработкой и согласованием в ГлавАПУ Москомархитектуры исходно-разрешительной документации (ИРД);
— контроль за прохождением экспертизы проектов в Мосгосэкспертизе;
— формирование адресных перечней;
— выдача в Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Москвы (ИГАСН) разрешений и контроль за ходом строительства, ввод объектов в эксплуатацию;
— сбор и обработка первичной регламентной информации от организаций, осуществляющих лицензирование и сертификацию, контроль и надзор за строительством в г. Москве;
— создание и ведение реестров строительных объектов (более 20 тыс. замечаний) и реестров организаций-субъектов деятельности на строительном рынке (более 25 тыс. замечаний); др.
Целями и задачами компании "Системы и проекты" являются интеграция различных информационных систем организаций строительного комплекса в единое информационное пространство строительной отрасли г. Москвы; развитие и внедрение систем автоматизированного контроля финансовой и инвестиционной деятельности в Москве, в т. ч. по программе сноса ветхого и пятиэтажного фонда; реализация автоматизации технологии обеспечения контроля за готовностью проектной и предпроектной документации для формирования среднесрочных и краткосрочных городских инвестиционных программ; ведение и развитие автоматизированной информационной системы контроля и надзора за ходом строительства в г. Москве, баз данных по сертификации строительной продукции и услуг; эксплуатация и развитие корпоративной телесети строительного комплекса Правительства Москвы.
"В современных экономических условиях Москва претерпевает бурное развитие. Ежегодно вводятся в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилых площадей. В новых микрорайонах города сдаются в эксплуатацию социальные объекты. Нарастающими темпами осуществляется реконструкция застройки. Осваиваются резервные территории, производится реформирование промышленных зон города. Реализуется программа обеспечения малого предпринимательства нежилыми помещениями, строятся и расширяются транспортные артерии, увеличиваются мощности инженерной инфраструктуры, — прокомментировала Е. Г. Мамышева. — Для обеспечения управляемости и соблюдения норм комфортности и безопасности территорий Москвы органам власти города требуется актуальная и достоверная информация об основных параметрах развития мегаполиса. При этом информация должна описывать объекты управления (регулирования) в достаточной мере.
Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы в информационном пространстве города — одна из важнейших и крупнейших составляющих. Почти треть всех городских информационных систем и ресурсов связана с инвестиционно-строительным процессом. Поэтому последовательное развитие процессов интеграции систем как внутри Комплекса, так и с городом в целом, является стратегическим направлением развития информационных систем Комплекса".
Выступающая рассказала также, что ИСИО Комплекса обеспечивает сбор и обработку документированной информации, ее хранение в централизованном хранилище данных и представление в отдельные информационные сегменты системы, информационные взаимодействия информационных сегментов системы между собой и с другими городскими информационными системами и ресурсами.
Используя легко настраиваемую систему запросов и технологию построения "витрин данных", система позволяет получать как сводную информацию по объектам, так и детализировать информацию по отдельным видам документов.
Информация от производственных систем поступает в единое хранилище ИСИО Комплекса, с помощью системы мониторинга программ формируется сводная информация, которая предоставляется пользователям.
С ИСИО Комплекса работают Управление координации деятельности Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Москомархитектуры, Институт генерального плана города Москвы, Главное архитектурно-планировочное управление, основной городской заказчик — Москапстрой, а также такие городские структуры, как контрольно-надзорные органы в области строительства, органы сертификации строительной продукции и лицензирования строительной деятельности. Обеспечен доступ к информации из всех префектур города.
Выступающая образно сравнила ИСИО с осьминогом, к голове которого через многочисленные щупальца-присоски поступает информация из многочисленных источников.
"Украинские строители "тоже являются частью вселенной", — перефразировал известную песню группы "Рондо" заместитель директора Департамента организационно-административного обеспечения Украины — начальник отдела компьютерного обеспечения и электронной отчетности В. Ф. Зайцев, в том числе — частью вселенной под названием Содружество Независимых Государств (СНГ). Единая информационная система обеспечения строительной деятельности предприятий государств-участников СНГ будет подпитываться сведениями со всего СНГ. По словам А. В. Першина, она должна стать "путеводной звездой" для заказчика, проектировщика, подрядчика, представителей стройиндустрии для подбора партнеров и клиентов на территории всего Содружества (Рис. 4).
Принципиальные и детальные вопросы создания Единой информационной системы обеспечения строительной деятельности предприятий государств-участников СНГ предстоит проработать рабочей группе, в состав которой от Беларуси вошел заместитель начальника управления социально-экономического развития отрасли — заведующий информационно-аналитическим сектором Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь С. В. Спиридонов.
Традиционно в конце содержательных интересных встреч происходит обмен координатами. Участники семинара также активно записывали адреса друг друга, в данном случае — электронные. И, пожалуй, в первую очередь, www.bsc.by.