Беларусь нацелена быть лидером жилищного строительства


Версия для печати

«Республика Беларусь нацелена на одно из лидирующих мест в развитии жилищного строительства», — подчеркнул начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Горваль в ходе международной научно-технической конференции «Государственная жилищная политика в Республике Беларусь и странах СНГ». О достижениях и перспективах работы в этом направлении представитель министерства рассказал на XXXV заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств СНГ, состоявшемся в прошлом месяце в российском городе Челябинске («РСГ» № 41 (542)). По словам руководителя Секретариата Межправсовета Александра Мясникова (РФ, г. Москва), эта информация настолько заинтересовала участников заседания, что они приехали на минский форум с целью ознакомиться воочию с белорусским опытом.

«Концепция строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Беларуси 2008 года свою задачу выполнила, о чем свидетельствуют показатели жилищного строительства в прошедшей пятилетке. В 2006-2012 гг. в нашей стране построено 36,2 млн м2 жилья, благодаря чему свои жилищные условия улучшили свыше 300 тыс. семей (более 1 млн человек), причем порядка 60 % — с государственной поддержкой. По итогам 2010 г. Беларусь заняла лидирующее положение среди государств — участников СНГ по вводу жилья (699 м2 на тысячу жителей) и второе место по обеспеченности жильем (24,6 м2 на человека)», — сообщил А. Горваль участникам конференции.

Несмотря на возникшие в 2011 г. проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом, в Беларуси жилищное строительство остается в центре внимания руководства страны и активно продолжается, хотя и в несколько меньших объемах, чем планировалось ранее.

В основе жилищного строительства в масштабах страны лежит государственное регулирование и поддержка жилищного строительства, в т. ч. использование системы льготного кредитования граждан. При этом важным направлением жилищной политики является переориентация количества граждан, претендующих на льготное кредитование, на новые формы обеспечения жилищного строительства, в т. ч. на рыночной основе.

Тем не менее, планирование жилищного строительства предусматривает значительные объемы льготных кредитов для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за 2011-2015 гг. Вводимые в законодательство уточняющие основания для постановки на учет не снижают числа состоящих на нем.

На фоне изменившейся экономической ситуации и взглядов на эффективность проводимой жилищной политики, в т. ч. в рамках финансирования жилищного строительства, государство перешло к новой Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь, разработанной на период до 2016 года.

Надо сказать, что Концепция и обеспечивающие реализацию жилищной политики другие документы формируют новый этап в развитии жилищного строительства в республике как в стратегическом, так и в тактическом плане.

Концепция носит всеобъемлющий характер и включает в себя не только жилищное строительство, но и постановку граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обслуживание жилфонда и тарифную политику. В ней представлены принципиально новые направления в жилищном строительстве — создание фонда арендного жилья, развитие индивидуального строительства на индустриальной основе, строительство жилья по государственному заказу, коммерческое строительство жилья, строительство энергоэффективного жилья и ряд других.

Целью государственной политики до 2016 г. является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка. При этом каждое из этих направлений имеет свои четко очерченные целевые установки.

Основными задачами государственной жилищной политики, определенными Концепцией, выступают:

— предоставлению каждому гражданину широкого выбора способов решения жилищного вопроса, включая строительство нового жилья, его приобретение на вторичном рынке, наем жилых помещений государственного и частного жилищных фондов;

— оказание государственной поддержки в обеспечении жильем гражданам, которые собственными силами не могут улучшить жилищные условия, а также иным категориям граждан исходя из специфики их деятельности;

— сокращение времени нахождения граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— расширение количества механизмов финансирования жилищного строительства, максимальное привлечение внебюджетных источников, включая собственные средства граждан, средства организаций;

— формирование и развитие фонда жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда;

— доведение доли индивидуального жилищного строительства не менее чем до 40 % от общего объема ввода жилья в эксплуатацию;

— создание условий проживания в малых и средних городах, сопоставимых по комфортности с существующими в областных центрах;

— усиление контроля за качеством строительной продукции и нормативными сроками строительства.

На период 2013-2015 гг. потребность граждан в улучшении жилищных условий предполагается обеспечивать путем:

— строительства собственного жилья (квартира или индивидуальный жилой дом);

— реконструкции имеющегося жилья;

— приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;

— создания системы арендного жилья;

— обеспечения жилыми помещениями социального пользования.

Предусматривается, что государственная жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:

— улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая дифференцирована по категориям граждан и будет предоставляться адресно;

— улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации), создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.

Результатами реализации указанных главных целей и задач должны стать:

— сохранение преимущественного права на получение государственной поддержки при строительстве, в т. ч. реконструкции, или приобретении жилья для многодетных семей или военнослужащих;

— снижение периода обеспечения до 3-х лет для многодетных семей, а также для граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования, и 5-ти лет (в Минске — 7-ми лет) для иных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку;

— обеспечение жилыми помещениями социального пользования лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, установленные законодательством;

— переход к единой системе государственного заказа на строительство жилья для льготных категорий граждан;

— использование в финансировании жилищного строительства не менее 50 % собственных средств граждан;

— достижение ввода объемов жилья по регионам на каждый год согласно показателям, устанавливаемым в соответствии с решениями Правительства Республики Беларусь;

рост уровня обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя до 27-28 м2 в 2015 году.

Следует отметить, что в каждом из этих направлений, рассчитанных до 2016 года, сконцентрированы целые комплексы мероприятий, решаемых на уровне государственных структур, а где это необходимо — и с учетом использования государственно-частного партнерства.

Особенность новой жилищной политики — дифференциация мер государственной поддержки, оказываемой при улучшении жилищных условий, установленной законодательством для следующих категорий граждан:

— граждане, не обеспеченные жильем согласно нормам, предусмотренным в Жилищном кодексе Республики Беларусь, и не имеющие право на господдержку при улучшении жилищных условий, установленную законодательством для льготных категорий граждан;

— граждане, не обеспеченные жильем согласно нормам, предусмотренным в Жилищном кодексе Республики Беларусь, и имеющие право на господдержку при улучшении жилищных условий, установленную законодательством для льготных категорий граждан;

— граждане, имеющие право на получение жилого помещения социального пользования.

При предоставлении господдержки в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» для улучшения жилищных условий льготным категориям граждан учитывается жилье, находящееся в собственности у гражданина и членов его семьи на всей территории республики, а также уровень доходов семьи, в соответствии с которыми она имеет прав на получение господдержки. Государственная поддержка предоставляется гражданам разово.

Для регистрации на практике ограничения в отношении постановки на учет граждан, воспользовавшихся ранее государственной поддержкой при строительстве, в т. ч. реконструкции, или приобретении жилья, создается единая база данных (в масштабе республики) о таких гражданах и членах их семей с обеспечением оперативного доступа к ней заинтересованных.

Для всех категорий граждан (вне зависимости от уровня обеспеченности жильем) государство предусматривает возможности для улучшения жилищных условий при помощи развития и совершенствования соответствующих экономических механизмов, указанных выше (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации). Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не относящихся ко льготным категориям, будут действовать и иные механизмы:

— предоставление земельных участков без проведения аукциона для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов;

— долевое строительство жилых помещений в многоквартирных жилых домах с ограниченной прибылью застройщика;

— повышение доступности кредитования при предоставлении кредитов гражданам на строительство, в т. ч. реконструкцию, или приобретение жилья.

Планируется внедрение госзаказа на строительство домов для льготных категорий граждан (квартиры будут предлагаться потенциальным новоселам только после ввода по сложившимся ценам, с предоставлением льготного кредита). Важным преимуществом при этом будет сокращение сроков (следовательно, стоимости) строительства за счет непрерывности финансирования процесса возведения жилья.

Большое значение в жилищной политике придается индивидуальному жилищному строительству. Кроме того, за период действия Концепции предполагается построить не менее одного миллиона квадратных метров жилых помещений коммерческого использования.

В перспективе ежегодные объемы жилищного строительства в стране должны составить 7-7,5 млн м2, что в полной мере обеспечено строительными мощностями по возведению жилья типовых потребительских качеств.

Благодарим организаторов форума за предоставленные материалы.

Всего просмотров: 5 564
Опубликованно: 25.11.2013