Апофеоз Победы


Версия для печати

В этом убежден новый руководитель предприятия с почти вековой историей Николай Михайлович Хилько. Возникновение и развитие в местечке Койданово (с 1932 г. — город Дзержинск) Дзержинского опытного механического завода относится к 1929 году, когда была основана кустарная фабрика "Слон". Она изготовляла металлические кровати на сырье, привозимом из Москвы, Петрограда и Урала. Тогда здесь трудилось 123 рабочих. И если численность предприятия с тех пор незначительно увеличилась, составляя 180 человек, то профиль его работы поменялся кардинально.

АГС: третейская миссия выполнима!

Авторским коллективом под руководством главного архитектора проекта — дважды лауреата Государственной премии Республики Беларусь В. В. Крамаренко создан проект не просто очередного музейного здания, а настоящий архитектурный салют Победы. Его строительство полным ходом ведется у стелы "Минск — город-герой" по пр. Победителей в г. Минске.

Сегодня настало время системной работы по созданию и архитектурно-художественному решению музейной экспозиции. Большая роль в этом отводится Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны — крупнейшему в нашей стране хранилищу реликвий этого героического периода в жизни белорусского народа и одному из важнейших центров гражданско-патриотического воспитания граждан республики, в первую очередь подрастающего поколения. И, безусловно, весомую лепту в общее дело предстоит внести архитекторам, скульпторам и художникам.

Поставленная задача настолько значима и ответственна, что рассмотрению и обсуждению архитектурно-художественной концепции интерьеров помещений, в первую очередь зала Победы, а также рабочих моделей барельефов на пилонах главного фасада здания музея истории Великой Отечественной войны, была рассмотрена на нескольких заседаниях Архитектурно-градостроительного совета Минстройархитектуры (АГС) под председательством заместителя Министра архитектуры и строительства Д. И. Семенкевича.

Застывшая музыка Баха

Если архитектуру в целом принято называть застывшей музыкой, то архитектурное и художественное оформление этого объекта должны быть, по образному выражению А. С. Сардарова, "органной музыкой Баха"…

Как рассказал на заседании Совета, состоявшемся в июле т. г., В. В. Крамаренко, здание музея истории Великой Отечественной войны будет насчитывать десять экспозиционных залов, последовательно рассказывающих о событиях тех лет, венчать которые призван "величественный и торжественный" зал Победы, предназначенный для проведения важных тематических мероприятий.

С самого начала проектирования этот зал был задуман в виде стеклянного купола. Такое решение предложено неспроста. Архитектурный прием должен вызывать ассоциации с куполом берлинского рейхстага, над которым советскими воинами было водружено знамя Победы, что поставило окончательную точку во Второй мировой войне.

Членам Совета на рассмотрение был представлен вариант, в разработке которого, кроме архитекторов, принимали участие художники и скульпторы. Предложенная концепция предполагала наличие в зале Победы второго уровня, предназначенного для обзора панорамы мирного города — главной цели освободительной борьбы наших дедов и отцов.

Кроме того, авторским коллективом задуманы художественные витражи, которые, по мнению создателей, эффектно смотрелись бы на фоне стеклянных сводов купола. Пол зала Победы решен с применением флорентийской мозаики с изображением конвертов, на которых начертаны имена героев войны.

Следует отметить уровень презентации рассматриваемого проектного предложения — красочно оформленные информационные планшеты, архитектурно-скульптурные элементы в масштабе, 3D-модель, в динамике демонстрирующая залы. Участники заседания шаг за шагом вслед за авторской группой прошли виртуальный путь, который в недалеком будущем предстоит — уже реально — проделать посетителям музея.

Членами Совета единодушно было признано мастерство архитекторов, скульпторов и художников. "Монументальное искусство — это диалог художника с Богом", — подчеркнул А. С. Сардаров, высоко оценивая увиденное. В то же время в ходе заседания было отмечено, что масштаб проектируемого пространства не соответствует масштабу художественного произведения.

Дискуссию вызвала уместность устройства второго уровня и витражей в зале Победы. По этому поводу были высказаны различные мнения, но все они сводились к одному: интерьер нуждается в доработке. "Возможно, чтобы зал смотрелся масштабней, витражи следует разместить не вертикально, а под углом?" — задался вопросом И. С. Журавлев. "Создавать и купол, и ширму, наверное, неверно", — поделился своим впечатлением А. А. Шабалин. "Надо поработать над раскрытием зала, чтобы он стал более прозрачным и свободным", — предложил О. А. Воробьев. "Нельзя разрушать подкупольное пространство!" — подтвердил В. Н. Аладов. В свою очередь Г. В. Полянская акцентировала внимание на идеологической нагрузке интерьера: зал Победы не является экспозиционным, а служит воплощением торжества жизни и мирного неба над головой.

Что касается художественных барельефов, также рассмотренных на июльском заседании АГС, то, как рассказал лауреат Ленинской премии СССР скульптор В. П. Занкович, на лучах-пилонах здания музея предполагается отразить десять знаковых событий Великой Отечественной войны. Для взгляда издалека скульптурные изображения будут выглядеть художественной вязью, украшающей пилоны, а вблизи станут для посетителей музея еще одним объектом показа. Как пояснил В. В. Крамаренко, главный фасад здания вместе с располагаемой перед ним площадью Героев, стелой "Минск — город-герой" (которую предполагается подновить), а также проектируемого каскада-фонтана со скульптурной композицией составляют одно целое художественно-архитектурное произведение.

Итог июльского заседания подвел председатель АГС Д. И. Семенкевич. Еще раз подтвердив высокий художественный уровень проработки витражей и оформления пола зала Победы, он отметил при этом недостаточно обоснованную архитектурную и смысловую концепцию его интерьеров. "Само по себе панно — потрясающая вещь, — обратил внимание заместитель Министра. — Однако в одном пространстве с куполом оно будет с ним спорить". Кроме того, блики солнечного света, отбрасываемые витражами, не позволят рассмотреть рисунок флорентийской мозаики пола.

Советом было одобрено решение по размещению барельефов на лучах-пилонах. А для уточнения пропорций рекомендовано выполнить макет одного из них в масштабе 1:1 с размещением у здания музея.

Точки над "i" в профессиональном диспуте на тему архитектурно-художественного решения зала Победы призван расставить конкурс, в котором приняли участие почти десять авторских коллективов. В настоящее время конкурсные предложения по архитектурному решению зала Победы рассматриваются. На сегодняшний день строителям передана техническая документация по устройству и оформлению первого зала, утвержден график выдачи технической документации по одиннадцати залам.

А также…

АГС также были рассмотрены градостроительный проект детального планирования жилого района в г. Смолевичи. Как подчеркнул Д. И. Семенкевич, речь идет прежде всего о развитии Смолевичей как города-спутника столицы. Однако не следует забывать, что создание поселений нового типа преследует и такую важную цель, как развитие существующих населенных пунктов, на базе которых они проектируются.

"Площадка находится северо-западнее Смолевичей и ограничена железной и автомобильными дорогами по направлению Минск — Москва, сельскохозяйственными угодьями, прудом и непосредственно самим городом, — рассказала ГИП ООО "Европрестиж" Л. Н. Никонова. — Жилой массив разбит на три района — центральный (1-я очередь строительства), северный и южный; предусмотрены также объекты общественно-делового назначения".

Проект детального планирования города-спутника Смолевичи в целом получил одобрение. В то же время было обращено внимание на необходимость предусмотреть в нем преимущественно мало-, среднеэтажную и жилую застройку усадебного типа.

Членами Совета также рассмотрено цветовое решение фасадов объекта "Реконструкция с частичной реставрацией здания Национального академического театра им. Я. Купалы по ул. Энгельса, 7". Кроме того, обсуждались вопросы благоустройства прилегающей территории; устройства автостоянок для инвалидов-колясочников; материал балясин ограждения главного фасада.

Объекты нового строительства и реконструкции, высотные здания и памятники архитектуры, градостроительные проекты и интерьеры — все это и многое другое рассматривается на заседаниях Архитектурно-градостроительного совета Минстройархитектуры, собравшем в своем составе свыше 80-ти профессионалов со всей республики. Ведущая отрасль отечественной экономики сегодня стремительно развивается, ставя перед белорусскими архитекторами новые и новые задачи. Консолидированно найти правильные решения наиболее сложных из них — цель работы АГС, которая по достоинству оценена коллегами: столица и регионы все чаще обращаются в "совет старейшин" для совместного поиска пути на благо родной Беларуси!

Всего просмотров: 6 088
Опубликованно: 20.08.2012