С 23 июля вступил в силу первый в истории строительной отрасли Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Как сообщили в Минстройархитектуры, Кодекс обобщил в себе основополагающие документы, регламентирующие порядок строительства объектов на всех его стадиях, начиная от задумки и заканчивая приемкой в эксплуатацию.
Основной новацией является упрощение требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В частности, изменены подходы к приемке объектов в эксплуатацию, теперь она осуществляется с учетом соответствия возведенного объекта только проектной документации.
В работе с объектами-долгостроями выполнено перераспределение обязанностей. Ряд полномочий Президент делегирует Совету Министров, Правительство – Министерству архитектуры и строительства, которое в свою очередь передает часть функций местным органам власти. Облисполкомы наделяются дополнительными полномочиями, у них возникают новые нормотворческие компетенции, тем самым повышается самостоятельность в принятии решений. Например, генеральные планы городов областного подчинения теперь будут утверждаться в облисполкомах. Исключение составляют областные центры и города-спутники. В настоящее время указанные полномочия относятся к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.
Кодексом упрощены требования по разрешительной документации на строительство. Значительно расширен перечень ситуаций, при которых разрешительная документация не требуется. Это работы по модернизации, технической модернизации и ремонту объектов, снос физическими лицами нежилых капитальных построек на предоставленных земельных участках, строительство, осуществляемое в целях ликвидации либо предупреждения аварийных и чрезвычайных ситуаций, возведение садовых домиков, хозяйственных строений и другие.
Упростит требования в строительстве и возможность разработки и утверждения предпроектной (предынвестиционной) документации в сокращенном объеме – в форме задания на разработку проектной документации. Кодексом предусмотрены случаи, когда разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной. Определен упрощенный порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек пятого класса сложности (статья 82 Кодекса).
При использовании этого порядка не являются обязательными получение разрешительной документации на строительство (разрешения на реконструкцию), разработка проектной документации и согласование ее с местным исполнительным и распорядительным органом, а также последующая приемка объектов в эксплуатацию.
Существенно упрощены требования при выполнении работ по текущему ремонту (статья 83). Для его проведения теперь не требуется наличие предпроектной (предынвестиционной), проектной, разрешительной документации на строительство, аттестатов соответствия, квалификационных аттестатов, свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля, декларации безопасности на строительные работы.
Более детально определен порядок приостановления строительства и консервации (статья 100). Теперь этот процесс зависит от сроков строительства и может осуществляться при наличии обоснованных причин. Если срок строительства объекта – до одного года, то приостановка возможна не более двух раз в течение этого времени, до двух лет – не более трех раз, свыше двух лет — не более четырех.
При возведении жилых домов, приостановка работ возможна, если есть обоснованные причины, но не более трех раз в течение срока строительства.
Суммарно срок приостановления строительства не должен превышать три месяца.
Цифровизация процессов: определено функционирование государственной информационной системы «Госстройпортал».
Уникальным является то, что Кодекс закрепляет нормы, регулирующие взаимодействие участников строительства в информационном пространстве. Сформированный банк данных в области архитектурной и строительной деятельности позволит оптимизировать и упростить процедуры, а также даст возможность специалистам использовать его в своей работе.
По информации Минстройархитектуры