Центр притяжения в исторической застройке Бреста


Друкаваная версія

Новая площадь в исторической части г. Бреста сразу же полюбилась горожанам и гостям города. Уютная, камерного типа, она создавалась поэтапно. Сначала ее украсил величественный монумент в честь 1000-летия со дня основания древнего Берестья (такое название носил пограничный город в старину), а некоторое время спустя здесь появилась оригинальная кованая ограда, и площадь приобрела законченный вид. Теперь это место на перекрестке старинных улиц Советской и Гоголя стало еще одним центром притяжения с особой энергетикой. Архитектурный проект разработан творческим коллективом "Студио А-3" под руководством известного брестского зодчего А. А. Андреюка.

В соответствии с генпланом развития

Возведение памятника в честь 1000-летия города Бреста и благоустройство прилегающей к нему территории следует рассматривать исходя из генерального плана развития города. Ул. Советская издавна была торговой, соединяющей старый рынок на побережье р. Мухавец и железнодорожный вокзал. Она изначально являла собой довольно оживленную городскую улицу. Исходя из этого, было принято решение сделать ул. Советскую пешеходной и, придерживаясь давней традиции, насытить ее объектами торговли и культурными учреждениями, небольшими производственными предприятиями и различными кафе...

В самом сердце г. Бреста ул. Советская пересекается с зеленой, бульварного типа ул. Гоголя. По последнему генеральному плану развития областного центра намечается значительная ее активизация. Экологически чистая улица в центре города приобретает особую социальную значимость. Планируется продлить ее до ул. Янки Купалы с выходом в Заводской район, преодолевая железную дорогу в районе станции "Брест-Полесский". Возможно, будет построен новый путепровод через железнодорожные пути или подземный переход для пешеходов. Недавно ул. Гоголя продлена до Брестской крепости. В настоящее время на ней находится крупный спортивный объект — спорткомплекс "Брестский" с футбольным полем. К ней примыкает областной драматический театр, и площадь Свободы тоже соприкасается с этой улицей. В перспективе планируется в бывшем интендантском городке создать крупный общественный центр.

Таким образом, ул. Гоголя приобретает социально значимый статус, значительно активизируется пешеходный поток на ней. А два пешеходных потока — ул. Советской и ул. Гоголя — имеют один перекресток. Этим и было обусловлено возведение памятника в честь 1000-летия г. Бреста именно на месте их пересечения.

— Перекресток улиц Советской и Гоголя довольно массовый и весьма подвижный. Могло случиться так, что важная доминанта в центре Бреста — памятник в честь 1000-летия основания города — мог "омываться" людскими потоками, не привлекая к себе особого внимания, горожане могли рассматривать его на ходу, — вспоминает член Белорусского союза архитекторов А. А. Андреюк. — Поэтому изначально, еще на стадии разработки проекта памятника, было решено превратить перекресток в небольшую площадь, где с помощью какого-либо архитектурного приема можно остановить движущиеся пешеходные потоки. Нужно было сделать так, чтобы возникло желание остановиться, посидеть, более внимательно присмотреться к скульптурной композиции памятника.

Благоустройство на основе классического опыта

Мало кто задумывается над тем, что на новой площади с величественным монументом в центре не возникает дискомфорта. На самом же деле такая гармония неспроста. Архитектор А. А. Андреюк заложил в проект детали, основываясь на классическом опыте градостроения. В памятнике, например, заложена классическая "идея Вавилонской башни": нарастание объемов снизу вверх.

Постамент, как и сам памятник, имеет круглую форму. Это классический подход к монументу. Он как бы излучает вокруг себя энергию, которая идет кругами, как волны в водоеме. И все пропорции выведены строго по "золотому сечению". У зрителя не возникает дискомфорта, т. к. пропорции классически выверены. Энергетика памятника совпадает с энергетикой любого человека. Это подчеркивается и дорожным покрытием, и размещением скамеек. Данное восприятие кольцевой энергии, исходящей от памятника, усиливается ограждением территории площади.

— Мы долго думали, в каком стиле выполнить ограду. Была мысль сделать ее тоже в классической модели, как и сам памятник, — продолжает свой рассказ А. А. Андреюк.— Но классический стиль слишком академичный, строгий, без излишеств. А к площади вплотную подходят деревья, на улице Советской — динамика, движение, потоки пешеходов. В перспективе они активно пойдут и по улице Гоголя. Сейчас это потоки отдыхающих людей. В будущем они усилятся еще и общественно значимой функцией. Динамичный характер этих движений мы и попытались выразить в ограждении.

За основу архитекторы творческой мастерской "Студио А-3" взяли стиль модерн.

— Мы долго искали наиболее приемлемый вариант, перебрали разные подходы. Пытались использовать классические колонны. Была даже радикальная идея подрезать углы прилегающих к территории зданий — гастронома и казначейства, — признается А. А. Андреюк. — Но со временем пришли к кованой решетке в стиле модерн. И я считаю это наиболее удачным вариантом, который уже оправдывает себя на практике.

Памятник, человек, природа — удачная гармония

При разработке проекта ограждения архитекторам тоже пришлось немало поработать над пропорциями. Нужно было найти модули, условно соединяющие памятник, систему озеленения и человека. Деревья довольно высокие, и их рост продолжается. Памятник тоже немаленький. Он разделен на части: фигура Ангела взмывает вверх, посередине размещены фигуры исторических личностей, и почти на уровне глаз находятся барельефы. И нужно было определить место прохожему, человеку-зрителю.

С поставленной задачей архитекторы справились успешно. Кованая ограда в стиле модерн явилась своеобразным мостиком между зеленью бульвара и скульптурной композицией памятника. Решетка средних размеров — не такая высокая, как памятник и деревья, но выше человеческого роста. Она не нарушает сложившейся традиции движения пешеходов, скорее наоборот — подчеркивает динамику и удачно сочетается с декоративным оформлением улицы Гоголя.

У нее есть низкая зона, которая привязана к скамейкам со спинками. Они сконструированы так специально, чтобы удобно было сидеть и спокойно рассматривать памятник. Средняя зона ограды более свободна, работает на просвет. А верхняя усилена витиеватым рисунком и более динамична — поднимается вверх над порталами и опускается в промежутках.

— При разработке проекта ограды мы столкнулись с важной проблемой: как оградить площадь вокруг памятника и не нарушить сложившиеся пешеходные потоки, — поясняет архитектор. — Пришла идея сделать в ограде проемы — порталы, пропускающие пешеходов. Они размещены на пешеходных дорожках. Дорожка в направлении от ул. Ленина одна. Она центрична и приводит к памятнику с его лицевой стороны. Поэтому в этом месте мы запланировали "входную браму" на площадь 1000-летия Бреста. Венчает решетку старинный герб города. С противоположной стороны по ул. Гоголя две пешеходные дорожки. И каждую из них обрамляет портал из ажурной решетки, открывая пространство для движения пешеходов.

Ограда несет важную нагрузку. Она держит визуальный ряд, с ее помощью создается энергетика площади. Решетка будто аккумулирует энергетику памятника, органично сочетаясь с окружающей средой зеленого бульвара.

Памятник со своей монументальностью, зелень улицы бульварного типа, кованая ограда с коридорами для пешеходных потоков, центричные круги тротуарной плитки, изогнутые скамейки и сам человек создают целостность композиции и классическую гармонию.

Всего просмотров: 6 615
Опубликованно: 17.10.2011