На завоевание рынков — под ЕДИНЫМ ФЛАГОМ, или ОДИН в поле не воин


Друкаваная версія

Об организационном и правовом обеспечении деятельности холдингов и государственных производственных объединений в ходе семинара на тему "О направлениях развития инжиниринговой деятельности Республики Беларусь. Опыт УП "Институт Гродногражданпроект" по оказанию инженерных услуг по комплексному управлению проектами, начиная от идеи создания продукта строительства до его приемки в эксплуатацию и передачи заказчику", прошедшего 2 сентября т. г. в г. Гродно, рассказал начальник юридического управления Минэкономики В. А. Хлабордов.

Состоявшийся семинар, по мнению выступающего, несет двойную пользу. С одной стороны, в его ходе Минэкономики поделилось собственным наработанным опытом по данной теме, а именно — по образованию холдингов и государственных производственных объединений. С другой, специалисты министерства ознакомились с интересной информацией, озвученной другими выступающими.

"Этот опыт нужен Минэкономики как министерству, отвечающему за общее регулирование: инвестиционной деятельности; создания и деятельности хозяйственных структур; проведения процедур закупок (которые, как ожидается, объединятся с действующими инструментарием указов №№ 618, 235). И которые, в то же время, пока не касаются вопроса выбора инжиниринговых организаций", — подчеркнул В. А. Хлабордов, отметив, что он лично уже столкнулся с ситуацией, когда ни указанные, ни иные законодательные акты невозможно применить при выборе инжиниринговой организации: "В связи с тем, что перед нею стоят весьма масштабные и важные задачи, сложность здесь большая, чем при закупках обычных товаров, работ и услуг, а также при выборе подрядчика или поставщика на объекте строительства". В связи с этим, начальник юридического отдела министерства выразил убеждение, что сотрудничество по теме семинара между Минэкономики и Минстройархитектуры продолжится и в дальнейшем.

По состоянию на 1 января 2011 г. в Реестре государственного имущества числится 41 государственное объединение. Однако в последнее время основная линия Правительства республики заключается в создании холдингов, которых на 1 июля т. г. в Минэкономики, как регистрирующем органе в данной области, зарегистрировано 29, в т. ч. 11 — с долей государства в уставном фонде управляющей компании (среди них — Забудова, Пинскдрев, Агромашсервис, Могилевобллен, Белорусские обои и др.).

В настоящее время усиленные работы по подготовке новых холдингов продолжаются. Так, 30 августа т. г. вышел Указ Главы государства № 388 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдинга "Автокомпоненты".

Для тех, кто интересуется темой в целом и правовой структурой холдингов в частности, выступающий пояснил, что внутри их предстоит дальнейшее развитие финансово-экономических отношений. Если Указ Президента Республики Беларусь 2009 года № 660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов Республики Беларусь" установил общие регламентирующие позиции, то Указ № 388 обозначил дальнейшее формирование именно финансового механизма в рамках отношений между участниками холдинга и управляющей компанией. Это, в т. ч., освобождение от налогообложения, передача имущества от участников холдинга как друг другу, так и управляющей компании, а также от последней — участникам холдинга. Кроме того, в документе регламентируется позиция, касающаяся передачи денежных средств, т. е. прибыли, полученной участником холдинга, его управляющей компанией, а той, в свою очередь, — другим участникам холдинга для организации определенного устойчивого финансового потока тем или иным участкам структуры. Одновременно регламентируется порядок предоставления средств из инновационного фонда соответствующих министерств или концернов в области участия в данном процессе управляющей компании.

Важен и тот момент, что в Указе № 388 реализуется позиция по стимулированию руководителей структурных подразделений к увеличению инициативы, энергии, креативности. Так, предусматриваются дополнительные ежегодные выплаты руководителям холдингов в процентном отношении от заработанной прибыли.

Одновременно готовятся другие документы по этому направлению. Это, помимо названных в ходе семинара Министром архитектуры и строительства А. И. Ничкасовым по созданию трех холдингов в строительной отрасли, указы Главы государства о некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Министерстве промышленности Республики Беларусь и о стимулировании развития холдинговых структур в машиностроении. Анализ указанных проектов документов свидетельствует о том, что дальнейшее развитие в этом направлении идет по аналогии с вышеупомянутым Указом от 30 августа т. г.

Ситуация свидетельствует, что вопрос финансовых отношений — в частности, предоставления особого налогового режима по отношению к имуществу и денежным средствам — безусловно, является важным. Но не менее значима и организационная составляющая холдинга, которая заключается в использовании его определенных преимуществ. А именно, это консолидация сил, способствующая повышению стоимости организаций-участников как совокупной структуры, что, несомненно, влечет поднятие их респектабельности в глазах контрагентов. И, как следствие, способствует привлечению внешних инвестиций, в т. ч. кредитов на более благоприятных условиях.

Оптимизация организационной структуры, сокращение издержек на управление посредством централизации управленческих функций и функционального разделения, создания дилерских и логистических сетей и мн. др. — также преимущества холдингов.

В новом проекте Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" в отношении холдингов предполагается консолидированный бухгалтерский учет. Кроме того, это совершенствование отношений между участниками холдинга; выстраивание в рамках законодательства схем внутреннего кредитования и финансирования; оценка новых возможностей управления финансовыми потоками; использование единого коллективного знака как основы для признания всей группы компаний, входящих в холдинг; диверсификация рисков посредством расширения осуществления компанией видов деятельности внешних товарных рынков.

Важен вопрос и наличия стратегического замысла создания холдинга. Имеется в виду, что включение в него тех или иных предприятий не должно быть случайным. Управляющая компания и участники должны быть связаны определенными производственными отношениями, тем или иным отраслевым либо территориальным принципом.

В. А. Хлабордов напомнил, что холдинг, как это устанавливает Указ Главы государства № 660, создается через владение унитарным предприятием имуществом других унитарных предприятий в хозяйственных обществах или владение хозяйственным обществом имуществом других хозяйственных обществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и унитарных предприятий. В настоящее время планируется внесение изменений в данный документ, который предполагается дополнить еще некоторыми видами возможностей создания холдингов, как то расширение использования договора доверительного управления, что позволяет создавать холдинг не только в ситуации, когда управляющая компания владеет 25 % и большей долей хозяйственных обществ (либо полностью владеет их имуществом, как в случаях с унитарными предприятиями), но и другие схемы, исходя из финансово-экономических потребностей.

К слову, в готовящемся Указе регламентируется создание управляющей компанией централизованного фонда как серьезного финансового кредитного источника для организации и взаимной поддержки участников холдинга, выхода всех их на новые товарные рынки и закрепления на уже имеющихся. Одновременно регламентируются вопросы использования инновационных фондов.

Важно, что Указ № 660 не ограничивает возможность участия предприятия в различных холдингах, что позволит осуществлять определенное маневрирование.

В отношении же участия иностранных юридических лиц в холдингах, то оно возможно лишь в случаях, предусмотренных международными соглашениями.

Указом возложены на управляющую компанию: проведение согласованной финансовой, инвестиционной и производственной политики в холдинге; разработка планов перспективного развития холдинга. Для нее определены следующие обязанности: выступать от имени участников холдинга в отношениях, связанных с его деятельностью; вести консолидированный учет и отчетность в финансово-хозяйственной деятельности; обеспечивать конфиденциальность полученной от дочерних компаний информации.

"Надо сказать, что Указ № 660 специально не содержит очень подробного регулирования, имея в виду, что на первых порах разворачивания такого движения, как появление холдингов, должны предоставляться незарегламентированные возможности для инициативы и креативности непосредственно от субъектов хозяйствования, чтобы оптимально организовать финансово-экономические потоки, не ограничивая их жесткими формами", — обратил внимание докладчик. Таким образом, предоставляется поле для творчества как министерству, инициирующему создание холдинга, так и организациям, претендующим на роль управляющей компании.

Безусловно, функционирование холдинга потребует большой нормотворческой деятельности от самой управляющей компании и других его участников. Причем ситуация может быть различной — как в виде полной централизации управления управляющей компанией с минимальной инициативой и возможностями участников холдинга, так и, наоборот, большей свободой в определенных управляющей компанией рамках (так, чтобы инициатива не разрушала основную цель создания холдинга: координацию совместной производственной деятельности).

Работа Минэкономики по данному направлению в настоящее время под руководством Премьер-министра Республики Беларусь идет весьма энергично. На сегодняшний день холдинги воспринимаются как определенная форма государственного управления, которая должна прийти на смену определенному регулированию со стороны министерств. Минэкономики убеждено, что то или иное министерство, которое сейчас руководит отраслью, должно быть министерством вида деятельности, устанавливая те или иные правила не для государственных организаций, которые находятся в его подчинении, или где оно осуществляет владельческий надзор, — оно должно устанавливать "правила игры" для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от формы собственности, если они осуществляют этот вид деятельности.

Данная линия — то, что министерство занимается государственной политикой, а не текущим управлением подчиненными предприятиями, — весьма согласуется с развитием холдингов как структур, самодостаточных для организации тех или иных субъектов хозяйствования, в т. ч. в строительной сфере.

Всего просмотров: 6 691
Опубликованно: 16.09.2011