Выбор способа воспроизводства строительных и дорожных машин на этапе эксплуатации их жизненного цикла


Друкаваная версія

В статье рассматриваются вопросы выбора способа воспроизводства строительных и дорожных машин с учетом изменений производительности и затрат на поддержание и восстановление их работоспособности от наработки на этапе эксплуатации жизненного цикла.

The article deals with the selection of a method to improve maintainability of construction and road-building machines, taking into account changes in productivity and cost of maintaining and restoring their health from the working hours during the exploitation life cycle.

ВВЕДЕНИЕ

На этапе эксплуатации жизненного цикла (ЭЖЦ) строительных и дорожных машин (СДМ) производительность их уменьшается, а эксплуатационные затраты на поддержание и восстановление работоспособности наоборот увеличиваются с ростом наработки с начала эксплуатации. Для организаций, эксплуатирующих технику, важно определить срок полезного использования СДМ и рациональный способ распределения их амортизируемой стоимости.

Инструкция [1] предоставляет право организациям самостоятельно определять полезный срок эксплуатации в пределах 0,5–1,5 нормативного срока службы, а также выбирать способ начисления амортизации. Эффективно распорядиться этим правом можно только с учетом динамики изменений годовой производительности и работоспособности на этапе ЭЖЦ СДМ, что возможно при производительном способе начисления амортизации.

ИЗМЕНЕНИЕ ГОДОВОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИН НА ЭТАПЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Производительность является важнейшим показателем оценки эффективности использования СДМ на этапе ЭЖЦ и в разы изменяется от наработки с начала эксплуатации машин, суточного и внутрисменного режима работы. Годовая эксплуатационная производительность Пгэ, м3/год (м2/год, т/год и т. д.), с учетом этих факторов может определяться по формуле

формула (1)

где Дк, Дп – соответственно количество календарных суток и суток всех простоев и перерывов за год за исключением простоев в технических обслуживаниях (ТО) и текущих ремонтах (ТР), сут;

Дрем – количество суток простоев в ТО и ТР, сут;

Дкр – количество суток простоев в капитальном ремонте (КР) (включается только в год его проведения), сут;

Тсм – продолжительность смены, ч;

Ксм – коэффициент сменности;

Кв – коэффициент использования машины по времени;

Пт – часовая техническая производительность, м3/ч (м2/ч, т/ч и т. д.);

Кс – коэффициент, учитывающий снижение технической производительности с увеличением наработки с начала эксплуатации.

Количество суток простоев Дп практически не изменяется от наработки СДМ с начала эксплуатации и может определяться на основе среднегодовых статистических данных в соответствии с рекомендациями [2, 3]. Для всесезонной техники в условиях Республики Беларусь Дп находится в пределах 130–140 суток, и для планирования можно принимать среднее значение – 135.

В процессе эксплуатации значительно изменяется количество суток для поддержания и восстановления работоспособности машины, которое можно определять в соответствии с рекомендациями [3] по формуле

формула (2)

где Кти – комплексный показатель надежности – коэффициент технического использования, определяемый с учетом наработки с начала эксплуатации;

Кп – коэффициент перехода от сменного рабочего времени к мото-часам, который для погрузчика Амкодор-332 изменяется от 0,85 до 0,50 при среднем значении 0,68 (значения Кп определены на основе хронометража работы погрузчика в дорожной отрасли), мото-час/машино-час.

Коэффициент технического использования Кти в зависимости от наработки с начала эксплуатации (Н) с достаточной точностью описывается линейным уравнением. Так, для погрузчика Амкодор-332 он определяется по формуле

формула (3)

Для рассматриваемого погрузчика количество суток простоя в ТО и ТР изменяется более чем в 2 раза с начала его эксплуатации до КР при организации агрегатного метода ремонта (таблица 1).

Таблица 1. Изменения технико-экономических показателей (Дрем, Кти, Кп, Кс) в зависимости от наработки для погрузчика Амкодор-332

Технико-экономический показатель Наработка, мото-час
1000 2000 3000 4000 5000 6000
Дрем, сут 18/26 24/31 30/36 34/39 38/42 41/44
Кти 0,9/0,85 0,86/0,81 0,82/0,77 0,77/0,74 0,73/0,78 0,69/0,66
Кп 0,78/0,74 0,74/0,70 0,70/0,67 0,66/0,63 0,62/0,59 0,58/54
Кс 0,93/0,91 0,86/0,83 0,79/0,75 0,72/0,66 0,65/0,57 0,58/0,49

Примечания:

1. В числителе указаны значения технико-экономических показателей до КР, в знаменателе – после.

2. Коэффициенты Кп и Кс определены в соответствии с рекомендациями [3].

При определении Дрем для других типов машин Кти и Кп определяются в соответствии с рекомендациями [3].

Количество рабочих суток Др можно определить по формуле

формула (4)

Для средних условий количество рабочих суток и эксплуатационной производительности при односменном и двухсменном режиме работы погрузчика сведены в таблицу 2.

Таблица 2. Изменения технико-экономических показателей (Др, Н, Пгэ) по годам использования погрузчика Амкодор-332

Технико-экономический показатель Значение ТЭП за время эксплуатации погрузчика, год
1 2 3 4 5 6 7 8

Количество рабочих суток в году Др

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

Годовая наработка Н, мото-час

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

Годовая эксплуатационная производительность Пгэ для средних условий эксплуатации погрузчика, х103 м3/год

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

Коэффициент амортизационных отчислений Као

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

Сумма амортизационных отчислений Сао на год при производительном способе, х105 руб./год

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

формула

Примечания:

1. В числителе приведены значения для односменного режима работы, в знаменателе – соответственно двухсменного.

2. Капитальный ремонт проводится для односменного режима в шестом году эксплуатации погрузчика, для двухсменного – в третьем и шестом.

3. Годовая сумма амортизационных отчислений определена с учетом стоимости погрузчика 21×107 руб и нормативного срока службы 8 лет.

Анализ значений таблицы 2 показывает, что важнейшие технико-экономические показатели (ТЭП) изменяются на этапе эксплуатации жизненного цикла более чем в 4 раза по совокупности влияния наработки с начала эксплуатации, внутрисменного и суточного режимов работы, а также наработки проведения КР.

Так, годовая производительность Пгэ изменяется более чем в 2 раза от наработки погрузчика с начала эксплуатации, до 2 раз – от суточного режима его работы и до 3 раз – от внутрисменного режима работы.

Руководителям предприятий важно учитывать эти изменения при планировании и организации строительного производства, так как в таких пределах будет изменяться и стоимость единицы выполняемых работ. Хронометраж работы СДМ показал значительные резервы повышения эксплуатационной производительности через коэффициент внутрисменного режимы работы.

Коэффициент использования машины по времени для СДМ изменяется в пределах от 0,30 до 0,85. Этот коэффициент можно выражать через Кп по формуле

формула, (5)

где Кхп – коэффициент, учитывающий работу двигателя на холостых оборотах (на основе хронометража работы погрузчика Амкодор-332 он изменяется в пределах 0,90–1,00).

При обеспечении запуска двигателя из кабины машины стартером работу его на холостых оборотах можно исключить, то есть Кхп = 1 и Кв = Кп.

Для определения годовой эксплуатационной производительности и годовой наработки Кхп можно принимать среднее значение 0,95.

При производительном способе амортизационные отчисления в каждом отчетном году в соответствии с инструкцией [1] рассчитываются по формуле

формула (6)

где Саоt – сумма амортизационных отчислений в t-м году, руб.;

Пгэt – прогнозируемая годовая производительность в t-м году, м3/год (м2/год, т/год и т. д.);

Сас – амортизируемая стоимость объекта, руб.;

t = 1, ..., n – годы полезного срока использования объекта.

Определение Пгэt по формуле (1) позволит планировать годовую сумму амортизационных отчислений с учетом снижения работоспособности машины на этапе ЭЖЦ.

Изменения Пгэt погрузчика Амкодор-332 за 8 лет эксплуатации для односменного и двухсменного режимов работы приведены в таблице 2.

Для целей планирования можно использовать коэффициент амортизационных отчислений, который определяется по формуле

формула (7)

То есть в этом случае Саоt может определяться выражением

формула (8)

Значения Саоt и Каоt, рассчитанные для односменного и двухсменного режимов работы погрузчика Амкодор-332 при использовании производительного способа, приведены в таблице 2.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТАПА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАШИНЫ И ПОЛЕЗНОГО СРОКА НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ

Производительный способ начисления амортизации предусматривает определение объема выполняемых работ в течение полезного срока эксплуатации машины с распределением их по годам. Значения этих объемов по годам и за нормативный срок службы (8 лет), приведенных в таблице 2, отражают средние условия эксплуатации погрузчика с проведением КР в соответствии с рекомендациями [3] с учетом агрегатного метода ремонта и максимальной прибыли на этапе ЭЖЦ машины.

В настоящее время в Республике Беларусь отсутствуют не только заводы по капитальным ремонтам СДМ, но и их основных сборочных единиц. В таких условиях простои в ремонтах увеличиваются в 3–5 раз [4] со снижением качества ремонта, что увеличивает целесообразность фирменного восстановления работоспособности в течение нормативного срока службы машин, производимых на территории Беларуси. Кроме того, техническая производительность гидрофицированных машин может снижаться в 2 раза из-за снижения КПД гидропривода, что влияет на наработку до планируемого КР и на установление полезного срока начисления амортизации с учетом использования ресурса машины и оптимизации этапа ЭЖЦ.

Для решения этой проблемы необходимо выполнить две задачи: внедрить индивидуальный метод учета использования СДМ по их наработке в соответствии с требованиями ГОСТ 25646 [5] и рекомендаций [3]; определить продолжительность этапа ЭЖЦ и полезный срок начисления амортизации машины с учетом максимальной прибыли при использовании ее в соответствии с функциональным назначением по выполняемой работе.

Прибыль при эксплуатации СДМ до наработки окупаемости можно определять по трем формулам в зависимости от имеющихся данных по внутрисменному режиму работы; сведений по простоям в ремонтах; индивидуального учета динамики изменений производительности, затрат на поддержание и восстановление работоспособности машины в зависимости от наработки ее с начала эксплуатации, определяемой по приборам в мото-часах.

При отсутствии данных по простоям в ремонтах в течение планируемого интервала времени t прибыль от использования машины П, руб., можно определять по формуле

формула (9)

где Ст – стоимость единицы выполняемой работы, которая закладывается в смету и определяется в соответствии с рекомендациями [2];

Спре – приведенная себестоимость механизированных работ, определяемая по методике, изложенной в [6];

t – время работы машины и простоев в ТО и ремонтах за исключением КР (простои в КР учитываются только в год его проведения), ч;

Си – стоимость новой машины с доставкой, руб.

С учетом возможности определения простоев в ТО и ТР по формуле (2) прибыль от использования машины можно определять из выражения

формула (10)

где Тч – количество рабочего времени машины за рассматриваемый интервал времени, машино-час.

При возможности учета наработки машины по приборам прибыль от ее использования более точно можно определить по формуле

формула (11)

где Н – наработка машины, мото-час.

Максимально возможную прибыль машины за срок службы можно получить при наработке проведения ее КР, соответствующей равенству нулю производной от зависимости (12) и аналогичных зависимостей после i-го КР.

В общем виде получаемую прибыль от использования машины при постоянном качестве производимой продукции после определения наработки окупаемости можно выразить формулой

формула (12)

где Нок – наработка окупаемости, мото-час;

К – количество КР;

Спреi, Птрi, Ксрi, Кхпi, Нрi, Нокрi – соответствующие обозначения по тексту статьи с численными значениями после i-го КР.

Наработку окупаемости Нок стоимости новой машины Си определяем по формуле

формула (13)

а после КР соответственно по формуле

формула (14)

где Скрi – стоимость i-го КР.

По данным В. А. Зорина [7], стоимость КР составляет 40 %–60 % от стоимости новой машины. Причем минимальное значение соответствует первому КР, а максимальное – третьему. Анализ изменений производительности, эксплуатационных затрат на поддержание и восстановление работоспособности, а также прибыли показал целесообразность проведения не более трех КР с максимальной суммарной наработкой.

Так, для погрузчика Амокдор-332 наработка, соответствующая максимальной прибыли до КР, равна 6000 мото-часам, после первого КР – 5000 мото-часам, после второго КР – 4500 мото-часам, после третьего КР – 4000 мото-часам.

Суммарная наработка, соответствующая максимальной прибыли, определяется по формуле

формула (15)

Для рассматриваемых условий эксплуатации погрузчика Амкодор-332 она составила 19 500 мото-часов.

В соответствии с классификатором основных средств и нормативных сроков их службы для погрузчиков грузоподъемностью до 10 т, нормативная продолжительность эксплуатации составляет 8 лет. Полезный срок службы может приниматься в пределах 4–12 лет. Для погрузчика Амкодор-332 нижним пределом полезного срока можно принимать 6 лет, так как за менее короткий срок не реализуется ресурс при односменном режиме работы и ресурс после КР соответственно при двухсменном.

Двухсменный режим работы СДМ обеспечивает более низкие амортизационные отчисления на единицу производимой работы (в 1,7 раз) и более высокий уровень восстановления работоспособности в течение двух лет предприятием-изготовителем в соответствии с гарантийным сроком эксплуатации [8]. К сожалению, после гарантийного срока восстановление работоспособности СДМ производится индивидуальным методом без фирменного контроля на предприятиях, их эксплуатирующих, что приводит к значительным потерям в строительной отрасли Республики Беларусь.

В связи с увеличением простоев в ТО и ремонтах и затрат на поддержание и восстановление работоспособности машины, а также снижения годовой производительности с увеличением наработки ее с начала эксплуатации полезный срок амортизации целесообразно принимать в соответствии с оптимальной наработкой проведения КР и суточного режима работы. Так, для рассматриваемого погрузчика Амкодор 332 целесообразно принять полезный срок амортизации 6 или 9 лет при двухсменном режиме работы и 11 лет – при односменном режиме работы.

При индивидуальном учете использования СДМ с применением информационных технологий можно определять полезный срок амортизации с учетом изменений годовой производительности на этапе эксплуатации жизненного цикла машины для любых условий ее эксплуатации.

ВЫВОДЫ

1 Производительный способ начисления амортизации может эффективно применяться с учетом динамики изменения технико-экономических показателей и прибыли, получаемой организацией за этап эксплуатации жизненного цикла машины.

2 Полезный срок службы должен выбираться в соответствии с оптимальной наработкой проведения КР и принятым суточным режимом работы машины.

3 Прогрессивный производительный способ начисления амортизации может реализовываться через планируемый коэффициент, определяемый отношением годовой производительности к объему работ за принятый полезный срок эксплуатации машины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Постановление Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6.

2. Методические рекомендации о порядке разработки индивидуальных ресурсно-сметных норм. Постановление Минстройархитектуры от 18.06.2010 № 217.

3. Рекомендации по совершенствованию технического обслуживания и ремонта дорожно-строительных машин с учетом целесообразности их эксплуатации на любом этапе с начала использования: ДМД 02191.7-2009. – Минск: БелдорНИИ, 2009. – 90 с.

4. Положение о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2008 № 952.

5. Максименко, А. Н. Влияние качества изготовления и технической эксплуатации на работоспособность строительных и дорожных машин / А. Н. Максименко [и др.] // Строительная наука и техника. – 2009. – № 3(24). – С. 68–73.

6. Эксплуатация строительных машин. Общие требования: ГОСТ-25646-95.

7. Максименко, А. Н. Восстановление работоспособности строительных и дорожных машин с учетом изменения их выходных параметров в процессе эксплуатации / А. Н. Максименко // Строительная наука и техника. – 2010. – № 5(32). – С. 74–77.

8. Зорин, В. А. Основы работоспособности технических систем / В. А. Зорин. – М.: Магистр-Пресс, 2005. – 536 с.

Всего просмотров: 9 963
Опубликованно: 15.09.2011