Порядок формирования договорных (контрактных) цен


Друкаваная версія

В ходе республиканского семинара на тему "Принципы и порядок формирования цен в строительной отрасли. Направления совершенствования системы ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" заместитель директора РУП "РНТЦ по ценообразованию в строительстве" Л. А. Горошко прокомментировала порядок формирования договорных (контрактных) цен.

Как известно нашим читателям, при назначении нового состава Правительства Республики Беларусь была поставлена задача по совершенствованию системы ценообразования в строительстве. На уровне заместителя Премьер-министра А. Н. Калинина и Министра архитектуры и строительства А. И. Ничкасова принято решение о переходе к формированию цены строительства ресурсным методом с применением текущих цен на дату разработки сметной документации. И, в пределах нормативных сроков строительства, — применении определенного индекса, который учитывает инфляционные процессы за указанный период.

Первоначально предполагалось, что будет применяться прогнозный индекс строительно-монтажных работ, который в свое время утверждался на год в Программе социально-экономического развития нашей республики. Однако в декабре 2010 г. постановлением о соответствующей Программе на т. г. приведение индекса СМР не предусмотрено, в связи с чем появился вопрос, какой именно индекс следует применять при расчете неизменной цены с учетом инфляционных процессов.

Анализ текущей ситуации и структуры существующих индексов, утверждаемых Программой, показал, что наиболее отвечающим поставленной задаче является индекс-дефлятор ВВП, потому что стоимость строительства определенной долей входит во внутренний валовый продукт, и указанный индекс учитывает изменения ценовых факторов на определенный период. Правда, сегодня индекс-дефлятор ВВП утверждается на год. Он рассчитывается Минэкономики. В настоящее время решается вопрос о его расчете минимум на три года.

Безусловно, учебу по новой системе подходов к ценообразованию в строительстве проводить пока рано: еще не приняты соответствующие нормативные документы. Однако в ходе семинара внимание слушателей было сконцентрировано на ряде важных составляющих "идеологии" перехода к ней.

В настоящее время подготовлен проект Указа Главы государства "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов, внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь", который проходит установленные этапы согласования. Одновременно готовятся соответствующие документы, в первую очередь, Инструкция по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, структура которой сходна с Инструкцией, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 3 декабря 2007 г. № 25: в ней предполагается тот же состав сметной документации (локальные и объектные сметы, сводный сметный расчет и пр.). В то же время различен подход к формированию стоимости прямых затрат, накладных расходов и затрат, сопутствующих строительству. Как известно, в первую очередь стоимость строительства состоит из прямых затрат: это заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, стройматериалы и т. д.

Что касается первой из них — заработной платы — то трудозатраты берутся из состава ресурсно-сметных норм (хотя, возможно, в результате проводимого анализа возникнут некоторые уточнения).

Как же она формируется в составе ресурсно-сметных норм? Для этого будет использоваться статистическая заработная плата по виду деятельности "строительство" (согласно новой классификации), которая ежемесячно станет доводиться до проектных либо иных организаций, разрабатывающих сметную документацию. Предварительный анализ, проведенный по уровню статистической заработной платы, показал, что он соответствует примерно 4-му среднему разряду. На основании указанной статистической заработной платы будет доводиться стоимость человека-часа исходя из 4-го разряда и дифференцированно по межразрядным коэффициентам соответствующего разряда, который предусмотрен в ресурсно-сметных нормах (где есть средний разряд работ по каждой ресурсно-сметной норме). Именно в соответствии с этим разрядом и будет приниматься стоимость человека-часа.

Принимая во внимание тот факт, что статистическая заработная плата учитывает все выплаты (контрактные надбавки; надбавки и доплаты к заработной плате компенсирующего, стимулирующего характера), значительно упростится порядок определения заработной платы. Теперь подрядчику не нужно будет представлять заказчику подтверждение о своих отчетных данных по контрактной надбавке, стимулирующим выплатам. Следует помнить, что в данном случае речь идет о зарплате для т. н. инвесторской сметы: чтобы ее составить, заказчик, застройщик будет обращаться в проектную организацию.

Говоря об эксплуатации машин и механизмов, следует знать, что по каждому их коду, содержащемуся в сборнике цен на эксплуатацию машин, будет выдаваться текущая цена машино-часа. Предполагается, что эти данные станут доводиться субъектам хозяйствования в электронном виде и автоматизировано привязываться к программе разработки сметной документации. Если проектом организации строительства будет предусмотрен механизм, отличный от содержащегося в сборниках сметных цен, то разработчику сметной документации придется самому определить стоимость машино-часа нового механизма (по аналогии с принципом индивидуальных расценок).

По материалам будет проводиться мониторинг цен и ежемесячно доводиться до проектных организаций стоимость материалов в привязке с кодами текущих цен на них. Безусловно, данный мониторинг вначале не охватит 100 % материалов, но по мере накопления информации и роста опыта и ответственности организаций, на которые он возложен, будет формироваться текущая цена материалов широкого спектра.

Если остановиться на накладных расходах, плановых накоплениях, то в новой методике они будут называться: общехозяйственные и общепроизводственные расходы, прибыль. Однако их принцип начисления останется прежним. До 1 августа т. г. будут разработаны нормы, которые РНТЦ выводит расчетным путем, учитывая статистический уровень заработной платы. Одновременно направлен запрос подрядным организациям о предоставлении фактических данных по накладным расходам для их сопоставления с расчетными в целях принятия окончательного решения.

"Прибыль" сегодня — прежние "плановые накопления". Здесь также будет рассчитываться норматив, хотя сделать это сейчас непросто: если раньше расчет делался через индексы изменения стоимости, то теперь индексы плановых накоплений резко снижены, и нормативный уровень рентабельности доходит до уровня, не превышающего 3 %. Как пояснила лектор, все же планируется доказать уровень нормативной прибыли, которая была заложена в декабре 2010 г. (порядка 8,7 %).

Аналогичен подход к затратам на временные здания и сооружения, зимнее удорожание, которые остаются в сводном сметном расчете. Что касается прочих затрат, то из 9-й главы будут исключены все затраты, связанные с доплатами и надбавками к заработной плате. Теперь не будет ни контрактной надбавки, ни стимулирующих выплат, ни вредных условий: все это учитывается в статистической заработной плате. В то же время как самостоятельные элементы затрат останутся отчисления на соцстрах, а также затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работы, с перевозкой и командированием рабочих подрядных организаций.

Изменится структура сводного сметного расчета, которая будет состоять не из 12-ти, а из 11-ти глав: проектные работы теперь будут включатся в 10-ю главу как затраты заказчика. Это связано с выполнением поставленной задачи, согласно которой уровень затрат заказчика от стоимости строительства не должен превышать 10 %. К затратам же заказчика относятся как его содержание, так и проектные и изыскательские работы.

Предваряя вопросы участников семинара, Л. А. Горошко пояснила: "Мониторинг проектных работ показывает, что их стоимость сегодня только по незначительной части объектов (там, где разрабатывается специализированная документация, есть много корректировок по инициативе заказчика и т. п.) превышает этот показатель (10 %)".

Кроме того, раньше затраты по мониторингу цен "сидели" в резерве средств на непредвиденные работы и затраты, и многие заказчики не заключали договоры с региональными организациями по ценообразованию в строительстве на проведение мониторинга и не оплачивали соответствующие затраты.

Сегодня мониторинг становится обязательным в связи с переходом на составление документации в текущем уровне цен, что делает его необходимым для всех заказчиков. Теперь затраты по мониторингу включены в затраты на содержание заказчика, застройщика, который может использовать эти средства лишь по назначению.

В проекте Инструкции понятие "резерв средств на непредвиденные работы и затраты" сменилось понятием "риск участника строительства" (по сути, сходным предыдущему).

Транспорт для составления инвесторской сметы предполагается не дифференцировать по материалам (привозным или местным): будет процент транспортных затрат от стоимости материалов в текущем уровне цен. Дифференциация останется только по зонам: г. Минск, городское строительство и строительство в сельской местности.

Проектная организация для составления проектной документации (инвесторской сметы) станет использовать цены на дату выпуска сметной документации. В свою очередь заказчик в задании на проектирование должен указывать предполагаемую дату начала строительства (которая не совпадает, как правило, с датой выпуска сметной документации). В сводном сметном расчете дополнительной строкой будет учитываться прогнозный уровень индекса-дефлятора ВВП до начала строительства, а затем, с учетом нормативных сроков строительства по ПОСу и графика производства работ, будет рассчитан в автоматизированном режиме прогнозный уровень инфляции. Для заказчика это будет его ценой в текущем уровне цен.

Сегодня проводятся или торги, или переговоры; для подрядных организаций предполагается также проведение аукционов. Конкурсная документация готовится заказчиком. В ней он не обязательно представляет участникам торгов сметную документацию. Предполагается, что заказчик предоставляет только ведомость объемов и расходов ресурсов либо в целом на объект, либо по видам работ. На основании ведомости расхода ресурсов и своих фирменных норм подрядчик формирует цену-предложение. В указанном расходе ресурсов будут представлены трудозатраты. Подрядчик может заложить цену человеко-часа, которая сложилась непосредственно у него в организации, исходя из той зарплаты, которую он платит своим рабочим. Также он может принять те нормы, которые будут доводиться Минстройархитектуры. Исходя из цены-предложения подрядчиков, заказчик будет выбирать победителя торгов (переговоров). При этом заказчик может поставить условие о том, что цена-предложение подрядчика не должна превысить цену, которая определена инвесторской сметой. Если источник финансирования — бюджет, то условие "не выше инвесторской сметы" будет обязательным.

Это — идеология нового порядка формирования договорных (контрактных) цен. Будет ли она принята на 100 %, неизвестно. В настоящее время эти вопросы находятся в разработке.

Продолжение темы в следующих номерах "РСГ"
Всего просмотров: 12 535
Опубликованно: 01.07.2011