СМК: внедрение "по-боевому"


Друкаваная версія

При выборе того или иного продукта решающим фактором для потребителя является его качество. Поэтому вопрос контроля качества всегда остается актуальным. В мае т. г. по инициативе оргкомитета Республиканского профессионального конкурса "Лучший строительный продукт года–2011" прошел семинар "Практика разработки и внедрения систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 на предприятиях строительной отрасли Республики Беларусь". Его участники обсудили основные проблемы, возникающие при внедрении системы СМК, а также получили ряд полезных советов от представителей тех предприятий, где система уже успешно работает.

Разговор о "наболевшем"

Многочисленные аспекты внедрения СМК на базе стандарта ISO 9001 на строительных предприятиях, а также сложности, которые при этом возникают, осветила в своем докладе эксперт-аудитор Ассоциации по сертификации компании "Русский регистр" А. В. Горбарь. В первую очередь она выделила наиболее распространенные проблемы, которые мешают качественному внедрению системы: отсутствие заинтересованности со стороны руководства предприятия, недостаточное знание документов СМК, отсутствие изменения показателей работы, внутреннего информирования, четкого планирования и соблюдения выполнения плана, а также непонимание потребностей покупателей.

Выступающая привела примеры внедрения системы СМК в России, а также рассмотрела различные аспекты, связанные непосредственно с процессом сертификации.

"Совсем не редкость, когда руководители предприятий ставят перед органом по сертификации задачу внедрения получения СМК в сверхкороткие сроки. По мнению эксперта, это приводит к двум негативным последствиям: во-первых, система СМК внедряется формально, "на бумаге", и предприятие не получает ожидаемого эффекта; во-вторых, возникает повод для коррупции, когда сертификат фактически приобретается за деньги, чтобы предприятие могло получить преимущество перед конкурентами. Хуже всего, что качество продукции и менеджмента на предприятии в целом при этом не улучшается, что дискредитирует и систему, и стандарт ISO 9001 как таковые".

А. В. Горбарь коснулась в своем выступлении многих актуальных вопросов, касающихся внедрения СМК, среди которых: получение свидетельства о допуске, формирование "портфеля заказов", повышение качества проектной и рабочей документации, строительно-монтажных работ, увеличение производительности труда. Кроме этого, она очертила преимущества, которые дает предприятию внедрение системы СМК.

На семинаре активное обсуждение вызвал вопрос обоснованности наличия сертификата у предприятий, чье качество товаров оставляет желать лучшего, и ответственности за это органа, выдавшего сертификат.

"Главный акцент я бы сделала здесь не на наличии отклонений по качеству как таковых (они могут быть у любого предприятия), а на том, насколько быстро система возвращается в исходное состояние, как быстро предприятию удается выявить и устранить причину брака, — пояснила А. В. Горбарь. — Основные вопросы здесь: как реагирует предприятие на замечания пользователей, каким образом компенсирует приобретение бракованного товара, насколько быстро искореняются ошибки и повторяются ли они вновь".

Споры среди участников семинара вызвал вопрос о необходимости наличия на предприятии "изолятора брака" и нюансы, связанные с его содержанием.

Эксперт-аудитор отметила, что еще одна насущная проблема, возникающая при внедрении СМК, заключается в том, что многие предприятия пытаются внедрить одновременно очень большое количество процессов. В итоге это приводит к тому, что ключевым из них внимания уделяется значительно меньше, чем полагается, что ведет к неэффективности системы в целом".

Внедрение прошло успешно! Передаем опыт

В ходе семинара собственным опытом внедрения СМК на базе ISO 9001 поделились специалисты предприятий, где система уже внедрена и успешно работает на благо компании.

Среди "передовиков" — ОАО "Радошковичский керамический завод". По словам главного технолога предприятия Н. М. Корнейчук, на производстве успешно функционирует управление качеством двух важнейших процессов: производства продукции и ее продажи: "К моменту начала работы по внедрению СМК на нашем предприятии система фактически уже существовала, ее нужно было только подкорректировать. Мы тщательно изучили примеры коллег, но все равно в начале сделали ошибку, "наумничали", существенно увеличив объем документооборота, за которым суть СМК затерялась. Еще один вывод, к которому мы пришли: писать положение об СМК должен тот, кто имеет представление о производственном процессе".

Сейчас на предприятии по вопросам СМК эффективно работает рабочая группа, включающая руководителей пяти различных служб, каждый из которых отвечает за свой круг вопросов. Более того, своими силами здесь с успехом обучают новые кадры.

"Сегодня у нас есть положительные результаты: брак на предприятии не превышает нормативных значений, налажена рекламная деятельность, продукция регулярно представляется на выставках", — отметила Н. М. Корнейчук.

Своим опытом поделились и представители компании "Пассат Пласт" (г. Солигорск). Начальник службы контроля качества В. Ф. Сазонова рассказала, что каждый год на предприятии проводится аудит СМК, по его результатам регулярно вносятся изменения и улучшения в рабочий процесс, при этом систему здесь стараются максимально упростить. Например, по рекомендациям аудиторов практически вся документация на предприятии переведена в электронный вид, что гораздо удобнее, экономичнее, обработка документов идет быстрее. Начальник службы контроля качества поделилась опытом, как на предприятии борются с браком: "Брак есть на любом производстве, другой вопрос — как найти, устранить его и не допустить повторной ошибки. Каждая труба, производимая на нашем заводе, идентифицирована специальным клеймом. Благодаря этому мы можем быстро найти контролера, который пропустил брак. Еще одна главная составляющая успешного искоренения брака — сделать оплату труда контролеров независимой от производственного плана. Пусть люди работают не на бумажный отчет, а на реальное выявление брака. Конечно, идеальной системы не бывает, но мы стараемся совершенствоваться". Служба контроля на предприятии выведена из подчинения руководителя производственного участка, что тоже благотворно сказалось на качестве ее работы.

В. Ф. Сазонова подчеркнула, как важно лично разъяснить каждому сотруднику пользу от внедрения системы СМК. По ее мнению, важной составляющей успеха стала заинтересованность директора завода, "который двигает и курирует всю систему". Он — главный вдохновитель этого процесса".

Вместо секретаря — компьютер

С. И. Сульдин, ведущий специалист по качеству компании "Сармат Термо-Инжиниринг", раскрыл в своем выступлении аспекты внедрения системы СМК, связанные c автоматизацией рабочих процессов и эффективным управлением рабочим временем. Специалист на практике объяснил, как автоматизировать процесс документооборота, продемонстрировав в своем докладе внедренные им технологии на основе программы Microsoft Office Outlook.

По опыту специалиста, это чрезвычайно эффективный инструмент для планирования и управления собственным расписанием и задачами, а также задачами своих коллег. Программа позволила успешно решить следующие задачи: автоматизация напоминаний о сроках исполнения задач; автоматическое формирование отчетов об исполнительской дисциплине сотрудников, отслеживание хода подготовки документов. Это очень удобно, т. к. можно, не отвлекаясь от основной работы, контролировать выполнение основных процессов.

С. И. Сульдин также отметил важность создания и поддержки актуальной библиотеки документов СМК, типовых документов — шаблонов, фирменных бланков. Причем не только в бумажном, но и в электронном виде.

За время семинара удалось обсудить целый ряд актуальных вопросов. В итоге дискуссий и обсуждений слушатели сошлись на том, что от СМК можно ожидать пользу только в том случае, если на предприятии к ней относятся со всей серьезностью. Ведь качество проявляется не в надуманных цифрах, а в реальных результатах.

"Плюсы" внедрения системы СМК:
• расширение географии продаж продукции;
• освоение новых рынков сбыта;
• увеличение объемов предоставляемых услуг;
• разработка и освоение новых видов продукции;
• повышение удовлетворенности персонала;
• увеличение доходов, рост прибыли, рентабельности;
• снижение цены на продукцию за счет уменьшения затрат;
• снижение количества рекламаций, претензий, жалоб;
• снижение брака в производстве и мн. др.

Всего просмотров: 8 565
Опубликованно: 30.06.2011