Новое в государственной экспертизе проектов


Друкаваная версія
(Окончание темы. Начало на стр. 1)

В ходе выездного совещания органов контроля и надзора за строительством по вопросам обеспечения качества выполняемых строительно-монтажных работ, наведения порядка на строительных площадках, путей и методов совершенствования осуществления надзорных функций заместитель генерального директора Государственного предприятия "Главгосстройэкспертиза" А. Г. Солнцев рассказал о внесении изменений и дополнений в нормативную правовую базу в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, связанных с регламентацией проведения государственной экспертизы градостроительной и проектной документации в строительстве.

О новой редакции Закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности"

Как известно, 30 ноября 2010 г. были приняты изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (далее — Закон). В новой редакции Закон вступает в силу с 9 июня т. г.

В соответствии с планом мероприятий по приведению в соответствие взаимосвязанных документов, Госстандарт подготовил, согласовал с уполномоченными органами государственного управления и согласно новой редакции Закона внес в Совет Министров изменения в Положение о порядке проведения государственной экспертизы, утвержденное постановлением Правительства Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476.

В своем выступлении А. Г. Солнцев остановился на изменениях, внесенных в Закон, напрямую связанных с работой смежных органов, представители которых приняли участие в выездном мероприятии, — государственной экспертизы и контроля и надзора за строительством.

В первую очередь он порекомендовал обратить особое внимание на новую терминологию в Законе (статья 1 "Основные термины и их определения, используемые в настоящем Законе").

Так, используемые в ряде ТНПА термины "новое строительство", "вновь строящиеся объекты" получили единую новую терминологию — "возведение". А именно, в Законе сказано: "Возведение объекта строительства (далее — возведение объекта) — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, результатом которых является создание объекта строительства".

Кроме того, термин "стройка", который специалисты использовали в обиходе многие годы, в том числе и при формировании сметной стоимости строительства, не нашел своего места в Законе и заменен на "объект строительства": "Объект строительства (далее, если не предусмотрено иное, — объект) — одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы". "Это очень важный элемент технической терминологии, — подчеркнул А. Г. Солнцев, — который используется всеми участниками строительства в т. ч. в деятельности органов государственной экспертизы и контроля и надзора за строительством, а также органами государственного управления".

Он также обратил внимание на изменение технического содержания термина "пусковой комплекс": "Пусковой комплекс — определенная проектной документацией часть объекта, предназначенная для обслуживания части объекта основного назначения, которая может самостоятельно эксплуатироваться и обеспечивать в числе прочего выпуск продукции, производство работ, оказание услуг".

Говоря о Законе, следует отметить, что деятельность органов государственной экспертизы (равно как и контроля и надзора за строительством) относится к основным направлениям государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (статья 12). "Трактовка указанной статьи существенно не видоизменилась по сравнению с прежней редакцией, — обратил внимание выступающий. — В то же время сюда включены изменения, которые произошли после 2008 г. с введением параллельного проектирования и строительства. Таким образом, теперь записано: "Государственная экспертиза градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации)".

А. Г. Солнцев также прокомментировал статью 51 "Разработка проектной документации", как имеющую тесную связь с проведением государственной экспертизы: "Во-первых, там уже используется вышеназванный термин "возведение". Кроме того, уточнено, на основании чего можно строить. Дело в том, что либерализация экспертной, надзорной и контрольной деятельности порой приводила к негативным последствиям, когда некоторые участники строительной деятельности вольно трактовали действующий порядок, решив, что осуществлять строительную деятельность можно и без документации в случаях, когда они не являются поднадзорными. Особенно ярко это проявлялось, когда объекты не подвержены получению разрешения на строительство. Некоторые считали — раз не надо получать разрешение, то и строить можно без документации". В связи с этим выступающий процитировал пункт 1 статьи 51: "Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в том числе сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством".

Еще одно изменение, подкрепленное практикой, — это введение варианта двухстадийной схемы разработки проектной документации.

А. Г. Солнцев напомнил, что в 2009 г. было распространено совместное письмо Минстройархитектуры и Госстандарта "Об апробации внедрения процедур установившейся практики в целях совершенствования работы строительной отрасли". Там был предложен такой вариант двухстадийного проектирования — "обоснование инвестирования в строительство", а затем "строительный проект". Предполагалось, что он может применяться в случаях, когда объект (тогда — "стройка") представлял совокупность многих зданий и сооружений, ряд из которых являлись технически несложными объектами. Для таких простых зданий и сооружений можно было применять одностадийную стадию проектирования — "строительный проект". Т. е. после того, как проектная документация для всего крупного объекта разработана на стадии "обоснование инвестирования" и утверждена, появлялась возможность работать самостоятельно с каждым отдельным объектом, причем их можно было разрабатывать в одну стадию по решению заказчика и проектировщика. После отработки нового порядка на практике Закон определил, что проектирование может осуществляться в одну, две или три стадии. При трех стадиях: первая — "обоснование инвестирования", вторая — "архитектурный проект", третья — "строительный проект". В две стадии — в двух вариантах: "обоснование инвестирования в строительство" и "строительный проект", либо "архитектурный проект" и "строительный проект". И в одну стадию: "строительный проект". Соответственно, субъекты строительной деятельности могут принимать один из вариантов, подходящий для каждого конкретного случая в зависимости от принятой схемы реализации данного инвестиционного проекта в строительстве.

Кроме того, в статье 51 Закона нашли отражение случаи необязательного внесения изменений в проектную документацию.

По словам А. Г. Солнцева, указанная статья плотно перекликается со статьей 31 "Государственная экспертиза градостроительных проектов", т. к. государственная экспертиза градостроительной проектной документации основывается на принципах и порядке разработки проектной документации.

В заключение выступающий обратил внимание участников мероприятия, что Законом предоставлено право Совету Министров определять случаи и порядок проведения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с Законом

В соответствии с указанным планом мероприятий по приведению документов в соответствие с новым законодательством, разработано Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

А. Г. Солнцев напомнил, что действующим вышеупомянутым постановлением № 1476 утверждено два документа: Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и Положение о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов.

Порядок разработки проектной документации регулируется СНБ "Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве" (которые переработаны в ТКП). Однако Законом определено, что со вступлением его в силу порядок разработки документации относится к прерогативе Совета Министров Республики Беларусь. Поэтому в Положение о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов Минстройархитектуры внесло в Совет Министров изменения в виде Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации. Таким образом, по словам А. Г. Солнцева, "произошла выемка из технического законодательства и перенос в нормативные правовые акты вышестоящего уровня".

Выступающий обратил внимание на некоторые изменения, внесенные в данное Положение (в редакции, согласованной Госстандартом). Здесь, как и в Законе, определены варианты двух- и трехстадийного проектирования. Кроме того, теперь внесение изменений в утвержденную проектную документацию, связанных с принятием новых актов законодательства, не является обязательным и может осуществляться по усмотрению заказчика, застройщика. "То есть, — пояснил А. Г. Солнцев, — это производится в случае, если заказчик осознанно на это идет и готов профинансировать такие работы".

Определены случаи и необходимость согласования градостроительной и проектной документации, а также порядок их утверждения. Для проектной документации утверждению подлежат: "обоснование инвестирования в строительство" (при проектировании в две или три стадии), "архитектурный проект" (при проектировании в две стадии) или архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию). При этом выступающий заострил внимание: при трехстадийном проектировании "обоснование инвестирования в строительство" подлежит утверждению, а "архитектурный проект" — нет. Этап работ подлежит утверждению в случае, когда принято решение о параллельном проектировании и строительстве при наличии утвержденной стадии разработки проектной документации по объекту строительства в целом. Утверждению также подлежит проектная документация, разработанная в качестве типового проекта.

Изменения в порядке проведения госэкспертизы

В соответствии с указанными документами внесены соответствующие изменения в Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, которое будет иметь новое наименование — Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

Уточнена цель проведения государственной экспертизы. Она определена так: "Целью проведения государственной экспертизы является оценка соответствия разработанной градостроительной и проектной документации требованиям законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности".

В основном сохранилось распределение полномочий по проведению экспертизы между органами государственной экспертизы — Главгосстройэкспертизой и дочерними предприятиями по областям и г. Минску.

В то же время для упрощения работы субъектов строительной деятельности внесен пункт о том, что дочерние республиканские предприятия по областям и г. Минску могут независимо от стоимости строительства объектов проводить экспертизу проектов, разработанных на основе типовых и повторно применяемых проектов. "Это "жизненный" вопрос, — отметил А. Г. Солнцев. — В последнее время большое количество объектов строительства возводится с применением такой документации. Причем порой они имеют такую стоимость строительства, которая регламентирует проведение государственной экспертизы только предприятием Главгосстройэкспертиза. Рассматривать в Минске такую документацию, доставленную из регионов, не всегда целесообразно. Тем более что базовая документация ранее прошла экспертизу в Главгосстройэкспертизе и получила положительную оценку. Новый порядок как сокращает сроки, так и упрощает взаимодействие между участниками процесса. Теперь экспертиза таких проектов может проводиться по территориальному признаку расположения объекта. Дополнительным плюсом при этом является хорошее знание дочерними предприятиями местных условий, например, природохранных и т. п.

В соответствии с Законом определены также сроки проведения экспертизы. Как и ранее, это месяц или два в случае, если документация требует доработки. Однако теперь второй месяц допускается только по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, который разрабатывал документацию (если он видит, что в эти сроки может ее доработать). Если он такой инициативы не проявляет, а проект требует по замечаниям экспертов существенной доработки, по окончании месяца на этот проект будет выдано соответствующее — в данном случае отрицательное — заключение.

Окончательно урегулирован вопрос по срокам действия экспертного заключения. Ранее здесь существовали определенные проблемы. Так, срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на один год . Если объект не реализуется в течение этого времени, органы государственной экспертизы имеют право продлевать срок действия заключений государственной экспертизы при наличии обоснований заказчиков, застройщиков.

Видоизменилась трактовка того, что подлежит государственной экспертизе. Теперь она звучит так — государственной экспертизе, проводимой в соответствии с настоящим Положением, подлежат: градостроительные проекты, обоснования инвестирования, архитектурные и строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметная документация. А также разделы и отдельные технические решения строительных проектов объектов I и II уровней ответственности, оценка надежности и безопасности которых возможна после детальной проработки. Решения в объеме представляемой на рассмотрение проектной документации отражаются в выводах заключения государственной экспертизы по обоснованию инвестирования в строительство и архитектурному проекту. "То есть, — пояснил А. Г. Солнцев, — разделы и отдельные технические решения строительных проектов в случаях двух- или трехстадийного проектирования подлежат обязательной государственной экспертизе только в случае, если в выводах экспертного заключения по документации обоснования инвестирования в строительство, архитектурного или строительного проекта будет выставлено такое требование. В остальных случаях для документации стадии "строительный проект" при двух- или трехстадийных схемах проектирования проведение экспертизы не является обязательным".

Окончательно определен вопрос о проведении государственной экспертизы по построенным объектам. А. Г. Солнцев напомнил участникам совещания, что государственная экспертиза проводится проектной документации, и она предшествует строительству. Если строительство осуществлено, необходимость проведения государственной экспертизы отсутствует, потому что объект уже существует, и по нему никаких предупреждающих и т. п. действий провести нельзя.

Приложением № 1 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы установлен Перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной, а Приложением № 2 — Перечень исполнительной и согласующей документации, представляемой на государственную экспертизу.

Как подчеркнул А. Г. Солнцев, в связи с изменением цели проведения государственной экспертизы и тем фактом, что органы государственной экспертизы не являются контрольными (это самостоятельный элемент регулирования в области архитектурной и градостроительной деятельности), теперь указываются предметные области, подлежащие не "контролю", а "оценке" государственной экспертизы.

Планируется, что данный документ будет в ближайшее время принят Советом Министров Республики Беларусь и вступит в действие одновременно с изменениями и дополнениями в Закон Республики Беларусь "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь".

Всего просмотров: 25 518
Опубликованно: 14.06.2011