Техническое перевооружение: разговор по существу


Друкаваная версія

Развитие строительной отрасли и, как следствие, внедрение новых технологий в строительстве требуют постоянного обновления технического "арсенала" — парка машин и механизмов. Актуальные вопросы приобретения современной строительной техники и ее рациональной эксплуатации были рассмотрены на республиканском семинаре "Повышение эффективности механизации строительства и эксплуатации машинных парков строительного комплекса Беларуси", который прошел в рамках деловой программы выставки "Белорусская строительная неделя".

На пути к техническому совершенству

В конференц-зале НВЦ "БелЭкспо" собрались представители крупных белорусских и зарубежных компаний по производству строительной техники. Вопросы совершенствования механизации были рассмотрены во всех аспектах, начиная от внедрения эффективных средств малой механизации в строительном комплексе и заканчивая производством оте-чественных башенных кранов для высотного домостроения.

Открыл семинар заведующий кафедрой "Строительные и дорожные машины" БНТУ, доктор технических наук, профессор А. В. Вавилов, который дал ряд ориентиров и полезных советов предприятиям, планирующим обновлять свои машинные парки.

"На сегодняшний день машинные парки наших строительных организаций в большинстве своем морально и физически устарели, — отметил выступающий. — Строительный комплекс республики развивается ускоренными темпами. Активное внедрение новых технологий требует обеспечения соответствующими техническими средствами. Возьмем для примера высотное строительство, где требуются башенные краны с высотой подъема груза отличной от той, которая характерна для башенных кранов, производимых массово, в том числе и на могилевском заводе "Строммашина". В нашей стране высотное строительство развивается, но техники, которая могла бы решать поставленные задачи, не хватает. В тех организациях, где пытаются адаптировать старую технику под решение новых задач, резко падает качество и производительность выполняемых работ".

А. В. Вавилов отметил, что в отечественных машинных парках можно встретить технику, которая эксплуатируется 20 и более лет. Особенно проблема физического износа характерна для землеройных машин.

Следует отметить, что в странах Западной Европы "красное" время службы строительной техники — пять лет. В целом срок эксплуатации, при котором машина работает эффективно, составляет 10 лет, далее в геометрической прогрессии растут затраты на ее эксплуатацию, а поломки грозят организации простоями, причем порою в самое "горячее" время.

"Экономистами БНТУ была разработана методика по подсчетам упущенной выгоды при использовании устаревших машин и механизмов, — рассказал А. В. Вавилов. — В результате оказалось, что упущенная выгода с лихвой покрывала затраты на обновление парка машин. То есть, значительно дешевле было бы купить новый экскаватор, чем ремонтировать и терпеть убытки от простоя старого".

Еще один вопрос, требующий решения при обновлении машин и механизмов, — как сокращение простоев дорогих базовых машин и, соответственно, площади, занимаемой техническим парком.

"Строительная техника отличается габаритными размерами. Особенно это актуально для организаций, в которых работы выполняются сезонно. Летом на территории парка простаивает огромная "эскадрилья" зимней техники. Около полугода она находится в нерабочем состоянии. Машина должна использоваться круглогодично, и при обновлении парка надо этот факт учитывать".

Чтобы уйти от использования сезонных машин, А. В. Вавилов посоветовал создавать и приобретать многофункциональную технику. Так, проблему решат базовые шасси с большим набором легкосъемного рабочего оборудования различного функционального назначения. Зимой такая машина будет выполнять один вид работ, а летом, после небольшого переоборудования, переключаться на другой.

По словам А. В. Вавилова, при обновлении парка машин и механизмов нужно учитывать, что приобретаемая техника должна соответствовать одновременно экономическим, эргономическим и экологическим требованиям, а также иметь современный дизайн.

Экономический фактор подразумевает оптимальное соотношение цены/качества и хорошие эксплуатационные показатели, например, топливную экономичность. Эргономический фактор — это удобство в управлении машиной. Так, для машиниста в кабине должны быть созданы оптимальные условия труда. Пренебрежение экологическим фактором грозит предприятию штрафами, поэтому его тоже нужно учитывать.

Не секрет, что ряд "продвинутых" машин наши предприятия покупают на вторичном рынке. Встает вопрос, насколько высокие характеристики по качеству имеет техника, бывшая в употреблении. В целом использование таких машин допустимо, но они требуют особо тщательной диагностики, так как могут скрывать в себе немало "сюрпризов".

Еще один "больной" вопрос, поднятый довольно подробно на семинаре, — эксплуатация машин и механизмов.

"С эксплуатацией в строительном комплексе есть определенные проблемы, — отметил А. В. Вавилов. — Тесно работая со строителями, можно заметить, что при использовании машин техническое обслуживание часто просто игнорируется. Но если выдерживать все регламенты и своевременно проводить диагностику, срок службы машины существенно продляется".

Башенный кран "made in Belarus"

Директор НП СЗАО "СИС Инжиниринг" В. Е. Мшар в своем докладе проанализировал перспективы производства отечественных башенных кранов, в том числе для высотного крупнопанельного домостроения.

"Многие башенные краны, которые сейчас работают в строительстве, были выпущены еще в советское время, — отметил он. — 90 % из них уже выработали свой ресурс. Встал вопрос, чем же насыщать белорусский рынок строительных башенных кранов. Раньше оптимальным вариантом был кран КБ-405, освоенный по лицензии Ржевского краностроительного завода. Однако в последние годы все больше развивается высотное домостроение. Стоит вопрос о том, чтобы обслуживать сооружение домов высотою в 15–25 этажей". Кран КБ-405 был разработан в середине прошлого столетия, и сегодня имеет целый ряд недостатков: низкую надежность электрики, большую металлоемкость и т. д. Все это приводит к частым остановкам и уменьшению производительности труда.

Что же предлагает отечественный рынок? Он насыщен импортными кранами различных производителей. Пять–семь торговых марок стабильно предлагают свои машины. Краны белорусского производства должны составить им достойную конкуренцию, чтобы завоевать своего потребителя.

"Чтобы ответить на вопрос, какие краны нужно выпускать в Беларуси, мы проконсультировались с управлениями механизации и другими строительными организациями, — отметил В. Е. Мшар. — Полученные результаты свидетельствуют, что на нашем рынке востребованными будут краны с грузоподъемностью около 8 тонн на максимальном выезде 2 тонны. Вылет стрелы должен быть как минимум 50, а высота подъема — 75 метров.

Кран должен быть надежным, т. е. стоять на фундаменте с анкерами и не являться пригружным. Тип профиля секции башни металлоконструкции — квадратная или круглая труба. Важные характеристики — стационарное и передвижное исполнение и транспортабельность: секции башни и секции стрелы должны укладываться в стандартные типоразмеры транспортных средств, чтобы конструкция не вызывала дополнительных затрат при транспортировке".

По словам докладчика, Беларусь обладает всеми ресурсами для того, чтобы наладить собственное производство башенных кранов для высотного строительства. Имеется серьезная база механообработки, а также сварочное производство. Не хватает только сильного инженерного "мозгового" центра, который бы занимался инжинирингом, разработкой конструкторской документации.

Всего просмотров: 8 566
Опубликованно: 08.06.2011