Вопросы налогообложения при платежах иностранным организациям по системе BellToll


Друкаваная версія

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску в связи с введением в действие с 1 июля 2013 года системы сбора за проезд по платным дорогам на территории Республики Беларусь направляет для использования в работе разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «О платежах иностранным организациям по системе BelToll», размещенное на сайте МНС Республики Беларусь www.nalog.gov.by.

Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) закреплен ограниченный перечень получаемых от источников в Республике Беларусь доходов, признаваемых объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы).

Резиденты Республики Беларусь для целей оплаты за проезд по платным дорогам могут заключать с иностранной организацией, которой белорусским законодательством предоставлены соответствующие права, договоры на пользование картами, посредством которых может производиться такая оплата.

При этом иностранная организация, перечисляющая денежные средства РУП «Белавтострада» за проезд по платным дорогам на территории Республики Беларусь, возмещает свои расходы за счет средств держателей карт — пользователей платных дорог.

Таким образом, платежи за пользование платной дорогой причитаются белорусскому резиденту РУП «Белавтострада» за оказываемую им услугу по предоставлению права проезда по платным дорогам Республики Беларусь. Следовательно, обязательства по уплате налога на доходы в отношении платежей за пользование платными дорогами белорусскими держателями карт Е100 не возникает.

В то же время сервисный сбор или иной платеж, взимаемый иностранной организацией с держателей карт (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) за посредничество, является объектом налога на доходы согласно пп. 1.12.4. статьи 146 НК (оказание посреднических услуг) и облагается по ставке 15 % (п. 1 ст. 149 НК). Налоговая база по данному виду дохода определяется как общая сумма доходов (пп. 1.3. ст. 147 НК).

Однако статьей 5 НК установлен приоритет норм международных договоров, действующих для Республики Беларусь, над нормами национального законодательства.

В связи с этим порядок обложения иностранных организаций налогом на доходы в Республике Беларусь будет определяться с учетом положений соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы (далее — Соглашение), заключенного Республикой Беларусь с государством, резидентом которого является иностранная организация — получатель дохода, согласно той статье, под которую подпадает выплачиваемый белорусским резидентом вид дохода. В частности, доход от оказания посреднических услуг подпадает под действие статьи «Прибыль от предпринимательской деятельности» и, как правило, облагается налогом только в государстве резидентства получателя дохода, если он не осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

В такой ситуации доход иностранной организации от оказания посреднических услуг подлежит освобождению в Республике Беларусь при условии представления в белорусские налоговые органы (по месту постановки на налоговый учет налогового агента) документов, определенных Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82, а также статьей 151 НК.

О налогообложении налогом на недвижимость

В связи с обращениями плательщиков о порядке исчисления налога на недвижимость открытыми акционерными обществами, созданными путем преобразования из государственных унитарных предприятий (далее — общества), в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся только в собственности государства и полученных в безвозмездное пользование обществами на основании заключенных с государственными органами или организациями, подчиненными Правительству, осуществляющими владельческий надзор, договоров безвозмездного пользования имуществом, Министерство по налогам и сборам и Министерство финансов разъясняют следующее.

В соответствии со статьей 183 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) плательщиками налога на недвижимость признаются организации.

Следует отметить, что, как и в предыдущие годы, в соответствии со статьей 187 НК налоговая база налога на недвижимость определяется организациями, исходя из наличия на 1 января календарного года капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, по остаточной стоимости и стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства.

Определение понятия «остаточная стоимость» приводится в актах законодательства по бухгалтерскому учету. Так, согласно Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция), остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной (переоцененной) стоимостью основного средства и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации и обесценения.

Таким образом, налоговая база по налогу на недвижимость (остаточная стоимость) может быть определена только в отношении объектов, числящихся в бухгалтерском учете в качестве основных средств.

Статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» определен перечень объектов, находящихся только в собственности государства.

Согласно пункту 2 Положения о порядке учета объектов республиканской собственности, находящихся только в собственности государства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2010 № 1753, первичный учет объектов осуществляется государственными органами и государственными организациями, республиканскими юридическими лицами, у которых объекты находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также хозяйственными обществами, созданными в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, открытыми акционерными обществами, созданными в процессе преобразования республиканских унитарных предприятий (далее — хозяйственные общества), и республиканскими государственно-общественными объединениями, которым объекты переданы в безвозмездное пользование.

Исходя из изложенного, а также учитывая тот факт, что капитальные строения (здания, сооружения), их части, передаточные устройства, находящиеся в государственной собственности, переданные в безвозмездное пользование хозяйственным обществам, подлежат учету в 2013 году у них в качестве объектов основных средств, исчисление и уплата налога на недвижимость по таким объектам производится самими хозяйственными обществами в общеустановленном порядке.

О налоге на недвижимость

В связи с поступающими вопросами от налогоплательщиков и с учетом изменений налогового законодательства в 2013 году Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмом от 20.03.2013 №2-2-13/629 сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 185 Налогового кодекса Республики Беларусь объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков- организаций.

Капитальным строением (зданием, сооружением) признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-3 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон) к капитальному строению (зданию, сооружению) относится любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Аналогичное определение понятия «капитальное строение (здание, сооружение)» содержится в Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.07.2004 № 39.

Иные нормативные документы не содержат определений понятия «капитальное строение (здание, сооружение)».

В связи с вышеизложенным налогом на недвижимость не облагаются объекты, не подпадающие под определение «капитальное строение (здание, сооружение)», данное Законом, и не подлежащие государственной регистрации, в том числе сборно-разборные и передвижные здания и сооружения.

Информация предоставлена Инспекцией по налогам и сборам по Московскому району г. Минска

Всего просмотров: 5 410
Опубликованно: 09.09.2013