Гран-при за архитектуру Беларуси


Друкаваная версія

…Только сейчас можно полноценно осознать, насколько большой ответственностью для Иосифа Лангбарда стало участие во Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Демонстрация мощи и величия Советского Союза посредством монументального искусства была нелегкой задачей. По тем временам работы Лангбарда являлись прогрессивными, неординарными, выходили далеко за пределы Советского Союза и поэтому были понятны европейским архитекторам. На Всемирной выставке зодчий был награжден дипломом Гран-при «За архитектурные проекты в Беларуси».

«В прошлом году мы праздновали 130-летие Иосифа Лангбарда, его объекты хорошо известны в республике и за рубежом, и все же его имя незнакомо широкой публике», — отметил директор Белорусского видеоцентра Юрий Игруша на премьере документального фильма «Архитектор Лангбард. Невостребованный архив», состоявшейся 14 марта в Художественной галерее М. Савицкого. Это режиссерский дебют — заметим, очень удачный! — Александра Алексеева, который вместе с Еленой Антонишиной и Галиной Левиной выступил соавтором сценария. В работе над фильмом приняли участие родственники Иосифа Лангбарда, в частности, племянница жены архитектора Светлана Соколова, ведущий специалист БГАНТД Галина Шостак и др.

В основе фильма режиссера А. Алексеева лежит масштабная научно-исследовательская работа, отражающая истоки формирования советской архитектуры, благодаря которой были открыты новые факты, исправлены многие неточности в биографии талантливого архитектора. Уникальные документы и хроникальные видеоматериалы позволяют увидеть, каким изначально планировался в своем архитектурном обличии Минск. К примеру, мало кто знает, что театр оперы и балета по проекту Лангбарда должен быть красного цвета, современная площадь Независимости — увенчана колоннадами, а в ее центре стоять обелиск. Проходя мимо Центрального Дома офицеров вооруженных сил Беларуси, мы не задумываемся, что это здание было немыслимой роскошью для своего времени, а Дом Правительства Республики Беларусь по сей день является одним из самых крупных сооружений в белорусской архитектуре.

Фильм рассказывает о человеке, который, родившись на белорусской земле, преобразил Минск в столичный город и не просто обогатил советскую архитектуру, но и сумел опередить время. В первых кадрах заслуженный архитектор Беларуси Леонид Левин заметил: «Говоря о Лангбарде, прежде всего, хочется надеть фрак…»

…Лангбард с детства был прекрасным рисовальщиком. Его отец — еврей из белорусского местечка Бельск Гродненской губернии — надеялся, что сын пойдет по его стопам и займется коммерцией. Но после учебы в гимназии Иосиф сначала окончил архитектурное отделение художественного училища Одесского общества изящных искусств, а в 1907 г. стал студентом архитектурного факультета Академии художеств в Санкт-Петербурге — по тем временам одного из самых престижных европейских художественных заведений. В 1914 г. Иосиф Лангбард под руководством проф. Александра Померанцева выполнил амбициозный дипломный проект — здание Государственного совета и получил заслуженное звание архитектора-художника.

В 1919 г. в личной жизни 37-летнего архитектора произошли большие перемены: состоялось знакомство с удивительно красивой женщиной — Ольгой Захаровой. Они поженились через год после знакомства. Иосифу Лангбарду удалось получить квартиру в одном из самых роскошных жилых зданий Петрограда — в доме Бенуа, названного в честь построившего его знаменитого архитектора. После революции здесь жили видные большевистские деятели, а также известные представители театра и кино, литераторы и ученые.

Амбиции Иосифа Лангбарда были настолько сильны, что он брался за самые смелые конкурсные проекты. В 1924 г., после смерти Владимира Ленина, он предложил свое видение, как увековечить его образ. В конкурсе на памятник вождю революции у Финляндского вокзала в Ленинграде проект архитектора удостоился 1-й премии. 1928-1929 гг. запомнились международным конкурсом на памятник-маяк Христофору Колумбу в Сан-Доминго на острове Гаити. В 1931-1932 гг. Лангбард состязался в международном конкурсе на главное здание социалистического мира — Дворец Советов в Москве.

Шанс воплотить свои мечты представился Иосифу Лангбарду в 1929 году: к 10-летию провозглашения Минска столицей БССР был объявлен всесоюзный конкурс на проект Дома Правительства. Его работа была признана бесспорно лучшей и рекомендована к осуществлению без каких-либо изменений. Минск тогда не имел генерального плана реконструкции и развития, и Иосифу Лангбарду выпала честь определить новый ансамбль центра города, избрав тем самым путь развития архитектуры белорусской столицы. Сегодня Дом Правительства по праву входит в золотой фонд советского монументального искусства.

1930-е годы в Беларуси были наиболее плодотворным периодом творчества Иосифа Лангбарда. С 1934 по 1939 гг. проходило строительство Дома Красной Армии им. Ворошилова в Минске (ныне — Центральный Дом офицеров вооруженных сил Республики Беларусь). Мастер сумел хорошо увязать в плане многочисленные самостоятельно функционирующие клубные и учебные комнаты, холлы для отдыха, выставочные, театральный (на 1000 мест) и концертный (на 800 мест) залы, библиотеку, ресторан и один из лучших для своего времени в СССР спортивный комплекс.

Приближалось тревожное время. В Беларуси прошла первая волна арестов и расстрелов. В 1934 году Лангбарду предложили завершить строительство здания Академии наук БССР, начатое по проекту арестованного архитектора Георгия Лаврова, и доработка придала зданию совершенно иное звучание.

Тем временем из Ленинграда стали доходить тревожные слухи: в доме на Кировском проспекте участились ночные аресты. Иосиф Лангбард звонил домой каждый день, и однажды ему никто не ответил. Из 50-ти арестованных жильцов дома Ольга Лангбард — единственная, кто вернулся в свою квартиру через неделю. Отстоять жену Лангбарду помог Первый секретарь ЦК КП(б) БССР Пантелеймон Пономаренко. А вскоре Иосиф Лангбард с женой побывали на приеме у самого Иосифа Сталина.

В 1934 г. Лангбарду было присвоено звание заслуженного деятеля Беларуси. В 1937 г. на I Всесоюзном съезде советских архитекторов он был избран в правление СА СССР. За плечами было 38 побед в открытых и закрытых архитектурных конкурсах. А в 1933 г. на Всесоюзном конкурсе на проект Белорусского государственного театра оперы и балета в Минске лучшей снова была признана его работа.

В 1937 г. возник вопрос о переносе столицы Беларуси из Минска в Могилев — подальше от государственной границы СССР. В короткие сроки был разработан генеральный план города, а его главное сооружение — Дом Советов — было поручено создать Иосифу Лангбарду.

Война застала архитектора в Минске. Он пережил бомбардировку города 24 июня и наутро отправился в Ленинград, где его ждала жена Ольга. Там он работал над маскировкой зданий-
памятников архитектуры. Блокадная зима едва не стала последней в его жизни: в январе 1942-го он оказался в больнице в состоянии глубокого истощения. Когда Ленинградскую академию художеств, где он преподавал, эвакуировали по легендарной «дороге жизни», Лангбард уже не мог передвигаться самостоятельно. На дальнейшем пути вагоны эшелона с преподавателями и студентами разбомбили. Уцелевших, в их числе и семья Лангбарда, доставили в Ярославль, а затем в бывшее имение Н. А. Некрасова Карабиха. Оттуда он восстановил связь с СА БССР и продолжал работать, в т. ч. над созданием памятников советским воинам и белорусским партизанам.

3 июля 1944 г. был освобожден Минск, а уже в августе Иосиф Лангбард вошел в состав комиссии Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР, занимавшейся вопросами восстановления столицы Беларуси. В эти годы совместно с Михаилом Баклановым он создал проект кинотеатра «Победа». Но одновременно рвалась к работе плеяда более молодых архитекторов, стремящихся прийти на смену старой школе. На Лангбарда обрушился шквал критики, в том числе за идеи сохранения традиций национальной белорусской архитектуры, как не отвечающие требованиям времени. В начале 1948 г. он навсегда попрощался с городом, в котором создавал свои главные творения. После возвращения в Ленинград Иосиф Лангбард продолжил преподавать в Академии художеств, однако последствия войны и последние события в Беларуси давали о себе знать. Он умер 3 января 1951 г.

…Вдова архитектора обратилась к председателю СА БССР М. Томаху с просьбой взять на хранение бесценный архив мужа. Не дождавшись ответа в течение 17-ти лет, она передала документы в Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость). Сегодня съемочной группе впервые удалось показать их широкому зрителю, а режиссеру — в полной мере создать достоверный кинодокумент, отражающий события того времени. С помощью выразительных художественных приемов он погружает зрителя в атмосферу взлетов и падений исторической эпохи, а также личностных переживаний талантливого архитектора. Документальный фильм «Архитектор Лангбард. Невостребованный архив» стал ярким событием в культурной жизни Беларуси, более того — международным проектом, широкое признание которого еще впереди.

Всего просмотров: 5 931
Опубликованно: 15.04.2013