Минск и Воронеж: партнерство без границ


Друкаваная версія

Значимым событием февраля для Союза Строителей Республики Беларусь стал трехдневный визит делегации Союза строителей Воронежской области (об этом «РСГ» писала в № 8). Напомним, с 25 по 27 февраля руководители крупнейших строительных организаций, проектных институтов, дорожных структур российского региона знакомились с опытом работы белорусских коллег. Программа визита оказалось не только интересной, но и весьма насыщенной: гости посетили отраслевые предприятия города, осмотрели ряд строительных площадок столицы, побывали в ОАО «Минскгражданпроект», а также оценили объекты, которыми мы сегодня по праву гордимся: многофункциональный комплекс «Минск-арена», Национальная библиотека Беларуси, строящиеся комплекс «Чижовка-арена» и музей истории Великой Отечественной войны.

Встреча в ГПО «Минскстрой»

Одним из основных пунктов программы визита воронежской делегации 25 февраля стала встреча ее членов с представителями Минстройархитектуры, Мингорисполкома, руководителями предприятий и организаций строительного комплекса Беларуси, которая прошла на базе ГПО «Минскстрой». В ходе мероприятия обсуждались вопросы системы контроля качества строительных объектов и ценообразования в Беларуси, применение современных строительных материалов и технологий. Также гостей интересовала тема комплексной застройки белорусской столицы. Об этом более подробно им рассказал заслуженный архитектор Беларуси, главный архитектор УП «Минскградо» Ярослав Линевич: «Наша столица всегда считалась феноменом городского развития. Минск — старый город, в прошлом году ему исполнилось 945 лет, но по существу он новый: во время войны город был полностью разрушен, и то, что вы сегодня видите, построено в послевоенный период. До 1945 года здесь проживало 235 тыс. населения, после осталось только 45 тыс., а теперь насчитывается около 1 млн 900 тыс. жителей».

Он подчеркнул, что главной задачей градостроителей рес-
публики является комплексное проектирование жилых районов и транспортных магистралей. «Сохранив принцип работы по пятилетним планам, подготовку к строительству очередного микрорайона или дома мы начинаем за несколько лет до начала работ. На конкретную территорию составляем проект детальной планировки строительства жилья, инженерных сетей, объектов социально-культурного назначения и транспортных магистралей. А чтобы учесть все изменения и внести корректировки, разрабатываем еще двухлетние планы. Особенно актуален такой подход при возведении новых кварталов, — объяснил выступающий. — По такому принципу у нас реализуется строительство жилых районов Лошица, Каменная Горка, Масюковщина и др.».

Последние лет десять в столице большое внимание уделяется строительству общегородских магистралей. «Мы находимся в центре Европы, что обязывает нас соответствовать этому статусу, — подчеркнул Я. Линевич. — Сейчас ведется реконструкция пр. Дзержинского с полным благоустройством прилегающей территории. Комплексно строится метрополитен. К чемпионату мира по хоккею-2014 запланировано привести в порядок пр. Победителей. В основном благоустройство дорожной сети у нас на завершающем этапе, сейчас лишь проводится устройство отдельных узлов основных магистралей».

Президент Союза строителей Воронежской области Вячеслав Бутырин провел параллель: «Воронеж так же, как и Минск, пострадал во время Великой Отечественной войны. Он был разрушен на 92 % и попал в десятку городов Советского Союза, которые по решению Политбюро не подлежали восстановлению».

Но местным строителям удалось возвести на руинах новый город, который нынче является культурной «столицей» края. Главное, здесь не собираются останавливаться на достигнутом — регион продолжает развиваться. Только в 2012 году тут было построено более 1 млн 100 тыс. м2 жилья. Недавно воронежцы чествовали своего миллионного жителя: счастливчику досталась трехкомнатная квартира. В общем, современный строительный комплекс области — это мощная экономическая составляющая, благодаря которой реализуются десятки крупных инвестиционных проектов. Как и в Беларуси, в Воронежской области уделяется должное внимание строительству спортивных объектов. Так, лидером 2012 года среди физкультурно-оздоровительных комплексов региона является ФОК, который был открыт в начале ноября прошлого года в районном центре Верхняя Хава. Преимущество объекта заключается в том, что тут могут заниматься спортом даже люди с ограниченными физическими возможностями. Современные физкультурно-оздоровительные сооружения также появились в г. Острогожске и поселке городского типа Анна. Не менее важным событием для всей системы здравоохранения области стал ввод в эксплуатацию инфекционного корпуса областной детской клинической больницы № 2, которая приобрела статус головного учреждения в системе оказания этого вида врачебной деятельности. В прошлом году введено в эксплуатацию новое производство элеваторного оборудования и зерноочистительной техники завода «Воронежсельмаш» на территории индустриального парка «Масловский». Это первый проект в сельхозмашиностроении региона, отличительной особенностью которого является не реконструкция действующего предприятия, а строительство нового. В число надежных поставщиков цемента для строительных организаций и предприятий стройиндустрии всей Воронежской области и соседних регионов попал «Подгоренский цементник» (филиал ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ»), который был открыт в конце декабря. Уделяется руководством области большое внимание строительству и реконструкции автомобильных дорог. К примеру, сегодня ведется ремонт автодороги М-4 «Дон», которая проходит от Москвы через Воронеж, Ростов и Краснодар до Новороссийска.

И это лишь маленькая толика того, что было освоено воронежским строителями в прошлом году…

Немалую роль в формировании градостроительной политики региона играет Союз строителей Воронежской области, который, как и его белорусский «собрат», сплотил под своим началом мощные строительные компании, предприятия промстройиндустрии, проектные и изыскательские организации, учебные заведения.

Возвращаясь к заседанию в ГПО «Минскстрой», следует отметить, что многих членов делегации интересовало, востребовано ли сегодня жилье, которое возводится в Беларуси. Прежде чем озвучить данный вопрос, руководитель Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области Олег Сумин пояснил: «Недавно проводилась коллегия правления Российского Союза строителей, на которой подводились итоги работы строительного комплекса России за 2012 год. В результате перед регионами была поставлена задача по увеличению темпов жилищного строительства, были доведены планы вплоть до 2020 года, согласно которым регионы должны выйти на показатель строительства 1 м2 на одного гражданина, который сегодня проживает на данной территории. Но при этом государство не дало застройщикам никаких механизмов, которые способствовали бы реализации этого жилья».

О. Сумин обратил внимание на то, что если в г. Минске реализуется комплексная застройка, которая подразумевает и строительство социальных объектов, то в г. Воронеже ситуация иная. «В Беларуси большая часть жилья строится государством. В России этот рынок находится в руках частных инвесторов. А частник, понятное дело, не заинтересован в развитии объектов инфраструктуры, поэтому возведение детских садов, молодежных центров и других объектов соцкультбыта ложится на плечи государства. В результате у нас наметился дефицит подобных учреждений. Эту проблему мы пытаемся решить путем государственно-частного партнерства», — пояснил он.

«Ответ держал» генеральный директор ГПО «Минскстрой» Николай Милошевский. «Политика нашего государства в вопросах строительства жилья носит социально направленный характер. Перед строительным комплексом стоит задача обеспечить доступным жильем нуждающихся в нем граждан. На данный момент в очереди на получение жилья, куда включены и «льготники», состоит 265 тыс. человек. Льготным категориям населения государство предоставляет кредит под 12 % годовых. Очередь формирует городской комитет по жилищной политике. В соответствии с его данными и намечаются планы работы строительного комплекса. Следует понимать, что дом у нас строится уже под конкретно сформированный кооператив, т. е. изначально известна фамилия каждого будущего жильца. Цена квадратного метра регулируется также государством, — уточнил Н. Милошевский. — Конечно, строят у нас и коммерческое жилье, которое может приобрести каждый желающий, независимо от того, стоит он в очереди или нет. Так вот, в случае с частными застройщиками бывают ситуации, когда квартиры по причине высокой стоимости квадратного метра не пользуются потребительским спросом».

Статистику привел председатель правления Союза Строителей Беларуси Николай Шеремет. «При плане 4 млн 200 тыс. м2 в 2012 г. по республике введено порядка 4 млн 484 тыс. м2, из них 2,5 млн м2 — социальное жилье, — проинформировал он. — По г. Минску при плане 1 млн м2 введено 1 млн 48 тыс. м2, из которых только 300 тыс. м2 возведено частными компаниями».

В завершении встречи в ГПО «Минскстрой» между Союзом Строителей Республики Беларусь и Союзом строителей Воронежской области было подписано соглашение о сотрудничестве.

Деловая экскурсия по ведущим предприятиям города

Во второй день визита в Минск делегация Союза строителей Воронежской области посетила крупнейшее в Республике Беларусь объединение — ОАО «МАПИД». Подробно о предприятии гостям рассказал генеральный директор Иван Янчарский, который как настоящий хозяин начал разговор с экономических показателей. «В целом жилой фонд г. Минска составляет 40 млн м2, из них ОАО «МАПИД» освоено более 23 млн м2. В целом наша доля в строительстве жилья в столице составляет около 50 %. Сегодня мы является крупнейшим предприятием отрасли по численности работников: здесь трудятся более 8 тысяч человек. Мощности производства составляют 600 тыс. м2 жилья в год (из них 80 тыс. в Минской области), — привел цифры руководитель. — Объединение создано на базе существующих ДСК и включает 21 структурное подразделение. Выпуск наиболее распространенных серий панельных домов высотностью от 9 до 19 этажей осуществляется на трех заводах предприятия. Мы строим дома практически с нуля — от отрывки котлована до сдачи квартиры под ключ, т. е. где-то 95 % работ выполняем своими силами».

Воронежская делегация ознакомилась с работой завода КПД-1, на котором более тысячи рабочих заняты производством самой массовой серии домов М464 У-1. «Данная серия используется в строительстве жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ценовая политика при возведении этих домов строго регулируется государством, — пояснил И. Янчарский. — Также мы практикуем ввод коммерческого жилья. Заработанные средства стараемся вкладывать в развитие производства».

После посещения цехов гости побывали в одном из строящихся микрорайонов Минска — Каменная Горка. Многих приятно удивили эстетические и потребительские характеристики жилых домов, возводимых ОАО «МАПИД». «В республике проведена полная модернизация архитектурно-планировочных решений крупнопанельных жилых домов, позволившая повысить потребительские качества жилья и его комфортность, — рассказал Н. Шеремет. — Добиться индивидуальной выразительности новых микрорайонов удалось за счет комбинирования домов различных серий и этажности зданий. В этом вопросе на помощь строителям пришли архитекторы, поэтому сегодня внешний вид многих домов, усовершенствованный угловыми и трапециевидными эркерами, арочными окнами и лоджиями, совсем не похож на привычное типовое жилье». Впрочем, изменения коснулись не только внешнего облика домов. Разработан целый ряд новых планировочных решений квартир. В зависимости от компоновки секционных элементов варьируется их метраж и количество комнат, а, например, за счет выносных кухонь и лоджий значительно увеличивается жилая площадь.

Помимо крупнопанельного домостроения, представителей Союза строителей Воронежской области интересовала работа проектных институтов. Поэтому важным пунктом программы стало посещение ОАО «Минскгражданпроект». Директор института Олег Быковский ознакомил гостей с основными направлениями деятельности акционерного общества. Многих воронежцев заинтересовали проекты микрорайонов и жилых кварталов, комплексное проектирование объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, дизайн-концепции, интерьеры, разработанные специалистами ОАО «Минскгражданпроект». «За 40-летний опыт проектирования в перечне объектов, выпущенных институтом, около 7000 проектов — от градостроительных комплексов столицы, крупных областных центров, ряда малых исторических городов и поселков городского типа до конкретных жилых и крупных общественных зданий, объектов образования, здравоохранения. Постоянно ведется работа по расширению портфеля заказов», — отметил О. Быковский.

Не скрывали своего восхищения гости во время посещения спортивных объектов г. Минска, которые они уже успели окрестить «белорусским чудом света»: многопрофильного культурно-спортивного комплекса «Минск-арена» и строящегося многофункционального спортивно-развлекательного
комплекса, который станет второй площадкой чемпионата мира по хоккею 2014 года, — «Чижовка-арена». Российских специалистов удивило многое: сроки, качество и, главное, простота решений при возведении сооружений. Кстати, интерес со стороны членов делегации к этим объектам был не случайным: в скором времени в Воронеже должна появиться ледовая арена, поэтому вопросы концепции проекта, выбора места и многие другие аспекты проектирования и строительства являются сегодня для них актуальными.

Заключительным этапом делового визита стало посещение ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод». Встречал делегацию генеральный директор предприятия Николай Лобач. Он рассказал, что на предприятии сейчас выпускается более 40 модификаций двигателей в диапазоне мощностей от 40 до 312 кВт, которые предназначены для установки на сельскохозяйственную, дорожно-строительную, лесоуборочную технику, на автомобили и автобусы, энергоустановки и другие агрегаты с адаптацией дизелей по требованиям потребителей.

Специально для представителей Союза строителей Воронежской области, которые были заинтересованы выпуском строительной техники, на проходной предприятия была организована выставка продукции, которую успешно выпускает завод. Также для воронежцев провели экскурсию по заводу, где они увидели, как производятся современные дизельные двигатели.

Члены делегации высказали много теплых слов в адрес белорусских строителей и пригласили их с ответным визитом в Воронеж. И несмотря на то, что встреча носила официальный характер, эти три дня запомнились всем как яркое и дружеское событие. Во время проводов делегации из России в аэропорту казалось, что мы все знакомы уже достаточно давно…

Всего просмотров: 5 984
Опубликованно: 25.03.2013