Хозяйка на растворном узле


Друкаваная версія

Бывший директор завода ЖБК стройтреста № 8 Владимир Михайлович Шлома любил подчеркнуть: «Растворный узел — сердце завода ЖБК». С таким утверждением абсолютно согласна и Елена Степановна Войтович, которая далеко не понаслышке знает, какую роль играет растворный узел в производственном процессе. На заводе она отработала около 30 лет и все эти годы занималась обеспечением стройплощадок стройтреста № 8 в необходимом объеме раствором и бетоном.

Поначалу Елена Степановна даже не помышляла о работе на тяжелом производстве, а тем более на предприятии строительной отрасли. Но случилось так, что из Малоритского СПТУ в деревню Лунинецкого района, где жила и заканчивала среднюю школу Елена Степановна, приехал на производственную практику молодой парень Николай. Он постигал тонкости профессии тракториста-машиниста широкого профиля. Как это в жизни бывает, они встретились, познакомились и пообещали друг другу не расставаться больше никогда. И юная девушка Елена со своим любимым парнем Николаем отправились в Брест. Она поступила учиться на повара в школе-столовой, которую окончила почти с отличием. Всего одна четверка была в дипломе. Думала, что будет работать по этой специальности всю жизнь, тем более что получила хорошее распределение — в популярный по тем временам ресторан «Брест». С поварскими обязанностями Елена Степановна справлялась успешно. Впоследствии налаживала производство в ресторане «Брестское пиво», работала в кафе «Молодежное».

И тут в ее судьбе произошел резкий поворот. Елена Степановна вышла замуж. За того самого парня Николая, которому пообещала не расставаться никогда. Он к тому времени уже работал на заводе ЖБК. В молодой семье родилась девочка, которую тоже нарекли Еленой. Декретный отпуск подходил к концу, и нужно было устраивать дочку в детский садик, да и с квартирой довольно остро встал вопрос.

Муж посоветовал сменить профессию и пойти работать на предприятие, где работал он сам. Там как раз освободилось место моториста на растворном узле. Елена Степановна прислушалась к совету мужа и отправилась на завод.

В производственной сфере она начинала работать на западном филиале завода ЖБК на ул. Героев обороны Брестской крепости. Отчетливо помнит дату своего прихода на производство — 20 июня 1984 года.

В отличие от ресторанной кухни, работа на заводе была тяжелой. Не было по тем временам такой автоматики, как сегодня, многие операции приходилось выполнять вручную. По сигналу операторов со второго этажа, которые просто стучали по трубе, бегала Елена Степановна от одной мешалки к другой и опрокидывала их содержимое в кузов автомашины.

Поработав какое-то время мотористом, она перешла в операторы, а с приходом на восточный филиал завода ЖБК стала дозировщиком. И уже 13-й год работает по этой специальности на растворном узле: обеспечивает новостройки города Бреста раствором и бетоном.

За Еленой Степановной, как и за другими дозировщиками, закреплена бетоносмесительная установка со вспомогательным оборудованием. И обеспечение безупречной работы всей технической системы является прямой обязанностью дозировщика.

Но самое важное — подача в бетоносмесительную установку в определенных количествах составляющих раствора или бетона: вода, щебень, гравий, цемент, различные добавки. Сейчас дозирование выполняется по определенной схеме, занесенной в программу компьютера. И тем не менее, без человеческого фактора не обойтись. Такой опытный дозировщик, как Елена Степановна, уже на слух может определить, какая марка бетона готовится, правильно ли идет процесс.

Автоматика, конечно, облегчила труд дозировщиков и операторов. И все же полностью избежать ручного труда не удается. Нужно постоянно быть начеку, периодически бегать по настилу вдоль длинного транспортера и следить за работой оборудования, чтобы не было перебоев, чтобы не произошло просыпание материалов. По окончании работы установку нужно привести в порядок — очистить от остатков бетона смесительную емкость. Здесь в ход идут разные приспособления: и кувалда, и лом, и даже… отбойный молоток. Так что значимость человеческого фактора на автоматизированном бетоносмесительном узле огромна.

Но Елена Степановна к такой работе привыкла. Это поначалу думала, что устроилась на завод временно. А теперь не мыслит себя вне этого производства и без своего маленького, но дружного коллектива. Летом прошлого года ей исполнилось 55 лет — пенсионный возраст для женщины. Но Елена Степановна не спешит выходить на заслуженный отдых, а продолжает работать дозировщиком на бетоносмесительном узле, который она тоже называет сердцем завода ЖБК.

Всего просмотров: 4 813
Опубликованно: 11.03.2013