Энергоэффективность: мировые тенденции в Беларуси


Друкаваная версія

Беларусь ежегодно шаг за шагом приближается к европейским стандартам в области использования энергетических ресурсов, в частности, снижения энергоемкости ВВП. Свой вклад вносит и стройкомплекс, добившись весомых результатов в области организации экономичного производства продукции, создания энергоэффективного жилищного фонда, др. Наряду с государственными программами в данной сфере в республике реализуются проекты мирового уровня. Об одном из них шла речь на тематической пресс-конференции.

В рамках борьбы за эффективность, которая приобрела республиканский масштаб, в Беларуси в 2007 г. был организован проект ПРООН/ГЭФ "Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Республики Беларусь". Национальным исполнительным агентством этого проекта является Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

"В вопросе энергоэффективности Беларусь стремится достичь уровня развитых стран и обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках, — отметил национальный директор проекта, начальник отдела научно-технической политики и внешнеэкономических связей департамента по энергоэффективности Госстандарта А. В. Миненков. — На сегодняшний день в этих целях в стране создана нормативная база, основные направления которой содержатся в Законе Республики Беларусь "Об энергосбережении" и Директиве Главы государства № 3 "Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства", разрабатываются и реализуются пятилетние государственные программы "Энергосбережение". К слову, в настоящее время идет выполнение четвертой программы".

Выступающий обратил внимание, что на текущую пятилетку руководством страны поставлены задачи по снижению энергоемкости не менее чем на 29 % и достижению экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 7,1 млн т у. т. Также среди целей есть показатель по обеспечению потребления собственных энергоресурсов в производстве тепловой и электрической энергии в объеме не менее 28 %. Если говорить о результатах работы, то за последние почти полтора десятка лет темпы роста ВВП превысили 240 %, а снижение энергоемкости составило более 55 %, т. е. сегодня показатель энергоемкости ВВП в Беларуси ниже, чем в России и Украине. Но если сравнивать с другими развитыми промышленными странами Европы и Америки, то можно отметить, что потенциал в работе по повышению энергоэффективности еще есть.

Результаты снижения энергоемкости в целом по республике подтверждаются динамикой по отдельным отраслям. В частности, в организациях Министерства промышленности темпы роста производства продукции перешагнули рубеж в 220 %, в то же время потребление энергоресурсов находится на уровне около 90 %, а среднегодовая экономия растет каждую пятилетку. В среднем в год организации Минпрома экономили около 100 тыс. т у. т., а в последней пятилетке — почти 130 тыс. тонн. Аналогичная картина наблюдается в Министерстве архитектуры и строительства. Но здесь отмечается некоторое увеличение потребления ТЭР в целом, т. к. в отрасли имеется ряд энергоемких предприятий — цементные заводы, где практически 1 % прироста объемов товарной продукции влечет такой же прирост потребления топливно-энергетических ресурсов.

По словам выступающего, для реализации республиканских, отраслевых, региональных программ в области энергосбережения требуется соответствующее финансирование. В 2010 году на их выполнение из всех источников было выделено 1,4 млрд долларов. Он подчеркнул, что серьезную помощь и поддержку в работе по энергоэффективности оказывают международные организации. В частности, Беларусь достаточно плодотворно развивает сотрудничество с Всемирным банком, с которым за последние годы реализовано несколько совместных проектов. В целом за последние десять лет их выполнено в объеме более чем 240 млн долларов. В настоящее время планируется осуществить еще два проекта на сумму 125 млн и 30 млн долларов.

"Если говорить о сотрудничестве с ПРООН, то вклад этой организации также важен и результативен для республики, — отметил А. В. Миненков. — Например, выделяемые средства являются грантовыми, то есть безвозвратными. Они направлены на создание условий институциональных основ, консультативную помощь по совершенствованию законодательства по этим вопросам. Мы уже реализовали один серьезный проект по применению биомассы для отопления и горячего водоснабжения, создали оборотный фонд по биоэнергетике и географическую информационную систему, позволяющую оценивать объемы топливно-энергетических ресурсов для различных энергоисточников, и несколько других пилотных проектов".

В настоящее время достаточно успешно завершается реализация проекта "Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Республики Беларусь", который ориентирован на увеличение объемов внутренних и внешних инвестиций в проекты, направленные на повышение энергоэффективности в государственном секторе. Его руководитель А. Ж. Гребеньков обратил внимание, что несмотря на сокращение белорусскими предприятиями энергопотребления на единицу выпускаемой продукции темпы снижения энергоемкости ВВП Беларуси остаются стабильными. "Государство играет большую роль в финансировании таких мероприятий, но перекладывать всю ответственность на его плечи и бюджет — неправильно и неэффективно, — отметил выступающий. — Важно создать условия, направленные на мотивацию внедрения на предприятиях наилучших доступных технологий, на увеличение доли собственных и заемных средств в общем объеме инвестиций в энергоэффективность".

Реализация проекта выявила зависимость многих государственных предприятий от невозвратных бюджетных средств, в результате они не ориентируются на другие рыночные ресурсы. Очередными барьерами являются практика перекрестного субсидирования, которая до сих пор еще существует в стране, нехватка знаний и опыта работы с инвесторами, отсутствие системы современного энергетического менеджмента и низкое качество энергетического аудита. Также негативно отражаются частые изменения правил для бизнеса и отсутствие условий для энергосервисных компаний.

В ходе реализации проекта была инициирована разработка трех нормативных правовых актов и ведомственных постановлений, которые дают возможность предприятиям государственного сектора аккумулировать и реинвестировать бюджетные средства, сэкономленные за счет энергосберегающих мероприятий. Для повышения доли заемных средств в инвестициях выполнены работы по созданию обобщенной методологии (т. н. бизнес-модели) реализации проектов энергосбережения в Беларуси. Она представляет собой пошаговую инструкцию проектного и инвестиционного цикла с учетом существующей наилучшей зарубежной и отечественной практики инвестирования в мероприятия по повышению энергоэффективности.

Следует отметить, что с момента начала реализации проекта привлечены инвестиции и реализованы проекты по энергосбережению в государственном секторе на сумму 15,4 млн долларов. В результате достигнуто сокращение выбросов парниковых газов в объеме 82 тыс. тонн в эквиваленте CO2. Также инициированы проекты в госсекторе на сумму 67 млн долларов, которые касаются внедрения уникальных для республики и стран СНГ технических решений.

Как рассказал А. Ж. Гребеньков, для достижения устойчивых результатов этого направления ПРООН в сотрудничестве с департаментом по энергоэффективности Госстандарта Беларуси был создан Международный энергетический центр. Предполагается, что он станет площадкой для обмена знаниями и опытом между заинтересованными сторонами, практического обучения и апробирования новых схем инвестирования в мероприятия по энергоэффективности, содействия в разработке портфеля готовящихся инвестиционных проектов и увеличения объема инвестиций. К слову, акционеры Международного энергетического центра уже гарантировали ресурсы на весь перечень инвестиционной программы и будущие инвестпроекты в сумме не менее 120 млн долларов.

"Кроме этого, в рамках реализации проекта создается Национальная интернет-платформа по энергоэффективности, — рассказал А. Ж. Гребеньков. — Надеемся, что, устранив существующие барьеры, мы придем к экономике, которая будет характеризоваться низкой углеродоемкостью. Именно этот показатель является основным критерием, по которому оценивается эффективность всей экономики в целом".

Однако на этом сотрудничество Беларуси и ПРООН не заканчивается. В стадии разработки находятся два новых проекта: "Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь" и "Развитие ветроэнергетики в Беларуси". По мнению специалистов, их реализация позволит уменьшить добычу энергоресурсов и будет способствовать сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

Национальными партнерами при выполнении первого проекта (2012–2016 гг.) выступят департамент по энергоэффективности Госстандарта, Минстройархитектуры, Минприроды и некоторые строительные компании Республики Беларусь, в частности, МАПИД. Срок его реализации составляет 5 лет (2012–2016 гг.), а бюджет — 4,9 млн долларов. В рамках проекта будут возведены с поддержкой донорских ресурсов три жилых здания, базовое финансирование строительства которых будут осуществлять национальные партнеры, а грантовые ресурсы пойдут на выполнение энергоэффективных мероприятий. В результате ожидается развитие энергоэффективности в строительном секторе и экспертного потенциала белорусских специалистов для применения новых строительных норм и стандартов в области энергосбережения.

Второй достаточно интересный проект направлен на создание условий для развития ветроэнергетики в Беларуси и усиление экспертного потенциала республики в этой области. Как и предыдущий, он будет реализован в течение пяти лет, а бюджет составит 3 млн долларов. Для демонстрации его эффективности в республике планируется построить конкретные ветроустановки, которые будут служить базой для обучения белорусских специалистов.

В целом работа, проводимая в Беларуси по энергоэффективности, имеет достаточно развитую законодательную основу и подкреплена финансово. Т. е. созданная целостная система энергоэффективности способствует тому, чтобы Беларусь стала в этом вопросе на один уровень с высокоразвитыми промышленными странами, а ее продукция оставалась конкурентоспособной не только на рынке СНГ, Таможенного союза, но и на международной арене.

Всего просмотров: 10 677
Опубликованно: 27.03.2012