Кафедра искусств ГИУСТ БГУ: новая страница в летописи университета


Друкаваная версія

В этом году отметила свой юбилей главная альма-матер нашей страны — Белорусский государственный университет. 90 лет — именно столько исполняется БГУ. Много это или мало? Для человека — целая жизнь, но для учебного заведения "неполная сотня" — совсем малость. Так, знаменитый Оксфорд "перешагнул" уже восьмое столетие. А БГУ еще молод, и в первую очередь — душой. Об этом говорит хотя бы тот факт, что университет постоянно развивается: в его структуре появляются новые факультеты, кафедры, специальности. Например, сравнительно молодой является и кафедра искусств, существующая на базе ГИУСТ БГУ с 2002 года.

90 лет: все только начинается

Вернемся на 90 лет назад, в октябрь 1921 г. — именно тогда состоялось официальное открытие Белорусского государственного университета. Первым ректором учебного заведения стал выдающийся историк-славист, профессор Владимир Иванович Пичета. Этот человек был у руля университета в течение восьми лет и внес большой вклад в развитие высшей школы Беларуси.

Долгожданным для БГУ стал февраль 1925 г., ведь стены университета покинул первый выпуск специалистов — 34 экономиста и 26 юристов.

В октябре 1927 г. при БГУ была открыта аспирантура. А осенью этого же года в центре Минска началась масштабная стройка университетского городка.

В июне 1941 года университет готовился отметить свое 20-летие. Но начало Великой Отечественной войны кардинально поменяло все планы. Аудитории опустели: 450 добровольцев из числа преподавателей и студентов уже в первые дни пополнили ряды Советской Армии. Двенадцать из них были удостоены звания Героя Советского Союза за мужество и храбрость, проявленные в боях.

После войны университету, как и всей стране, пришлось начинать жизнь заново. В 1950-е годы БГУ активно развивается: здесь открываются новые специальности и факультеты. 7 июля 1967 г. заслуги учебного заведения в области науки, образования и культуры были признаны на государственном уровне — БГУ наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Взглянем на Белорусский государственный университет сегодня. Это ведущее высшее учебное заведение в системе национального образования Республики Беларусь, обладающее крупным учебно-научно-производственным комплексом, в котором наряду с факультетами имеется множество научно-исследовательских институтов и центров, производственных предприятий.

Подготовка специалистов с высшим образованием по 55 специальностям ведется на 16 факультетах и в 4 институтах. Еще 48 специальностей осваивается магистрантами.

В состав университета входят лицей и юридический колледж, а также 4 научно-исследовательских института, 25 научных центров, 115 научно-исследовательских лабораторий, 12 унитарных предприятий, 3 учебно-опытные станции, 3 музея.

Но, конечно же, настоящая гордость БГУ — это его выпускники. В стенах университета было подготовлено около 142,5 тысяч специалистов с высшим образованием. В их числе: Герои Социалистического труда Л. А. Арцимович, Н. А. Борисевич, А. Н. Севченко, Ф. И. Федоров, автор двух открытий в ядерной физике В. Г. Барышевский, академик РАН В. С. Степин, писатели Кузьма Чорный, Кондрат Крапива, Иван Мележ, Иван Науменко и другие известные деятели, внесшие значительный вклад в экономику, образование и культуру нашей страны.

Сегодня БГУ — лидер в Беларуси в подготовке кадров для зарубежных государств. Около 2000 студентов из более чем 50 стран мира обучаются здесь по образовательным программам различного уровня. Белорусский государственный университет имеет 251 международный договор с образовательными и научными учреждениями зарубежных государств. Наиболее активное сотрудничество налажено с вузами России, Украины, Польши, Китая, Германии, Вьетнама, Франции, Литвы, Латвии, Швеции, Испании.

БГУ является членом Европейской и Евразийской ассоциаций университетов, координатором от Республики Беларусь в университетской сети Центральноевропейской инициативы, участвует в деятельности Белорусской ассоциации содействия ООН, Межуниверситетского центра исследования и сотрудничества в Восточной и Юго-Восточной Европе.

Среди почетных профессоров БГУ — лауреат Нобелевской премии Ж. И. Алферов, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев, Президент Азербайджана И. Г. Алиев, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАН В. А. Садовничий и другие видные ученые и государственные деятели из 13 стран мира.

"Мекка" молодых дизайнеров

В БГУ готовят разных специалистов. Здесь и математики, и педагоги, и химики, и юристы… Список можно продолжать долго, но мы остановимся всего на одной, но очень интересной профессии — дизайнер. В структуру университета входит Государственный институт управления и социальных технологий. Именно там, на кафедре искусств, и готовят представителей данной профессии.

Как рассказал заведующий кафедрой, кандидат архитектуры Игорь Николаевич Духан, здесь обучаются специалисты по направлению "Дизайн предметно-пространственной среды" со специализациями "Дизайн интерьеров" и "Экспозиционный дизайн". Кроме этого, бакалавры могут получить степень магистра по специальности "Искусствоведение".

"В подготовку дизайнеров, следуя национальным стандартам, кафедра искусств ГИУСТ БГУ вносит опыт современного концептуального и средового осмысления объектов дизайна в контексте культуры, используя новейшие методы виртуального моделирования дизайн-сред", — отметил И. Н. Духан.

Важный фактор успешной подготовки дизайнеров и искусствоведов — созданная в университете уникальная компьютерная лаборатория Мирового ОРТ, оснащенная новейшими средствами в области моделирования объектов дизайна. В результате сотрудничества центра ОРТ с кафедрой искусств на свет появились уникальные программы контекстуального проектирования виртуальных сред ("Интернетполис" и другие). Такой подход к работе позволяет отнести кафедру искусств к лидеру в осмыслении стратегий создания виртуальных дизайн-сред.

Что же ожидает ребят, которые успешно прошли все испытания и стали студентами кафедры искусств ГИУСТ БГУ? Самое главное — они получат качественное образование европейского уровня. Им придется освоить ряд интересных дисциплин как общеобразовательного, так и базового характера. И, конечно, немало внимания на кафедре уделяется курсовым и дипломным проектам.

Тематика курсовых и дипломных работ разнообразна. В ней присутствуют как образно-футурологические темы, связанные с моделированием будущих объектов дизайна, так и "реальные", направленные на качественное эстетическое совершенствование изделий и среды Беларуси. В своих работах студенты отражают актуальные вопросы развития отечественной городской и жилой среды, культуры, мебельного производства. Среди них — цикл дипломных и курсовых проектов по формированию средствами дизайна среды исторических центров Минска, Полоцка, Гродно, инновационно-футурологическому дизайну мебели, формированию экспозиций в рамках программ ЮНЕСКО, государственных программ Беларуси, реставрации и реконструкции исторической предметной среды республики и др.

В рамках магистерской подготовки главное внимание уделяется осмыслению национальных традиций дизайна и искусства в современном культурном процессе, арт-менеджменту и виртуальному художественному формообразованию. Предметом обсуждения выступают такие проблемы, как дизайн и философия информационной цивилизации, современное искусство и виртуальная реальность, методы проектирования с использованием новейших технологий и др. Основа магистерской подготовки — индивидуальный творческий проект магистранта, который он реализует под руководством авторитетных экспертов.

Успешное освоение теории невозможно без отработки полученных знаний в реальных условиях. Именно поэтому будущие дизайнеры проходят практику в ведущих проектных институтах, дизайнерских мастерских, салонах, мебели и интерьера, где настоящие профессионалы своего дела делятся с ними опытом.

"Бормочущий преподаватель с конспектом лекций — это самое страшное, что может быть в учебном процессе…"

Кафедра искусств обладает уникальным педагогическим составом. Здесь работает немало известных архитекторов и дизайнеров, которые с удовольствием делятся опытом с молодежью. Среди них: профессор, лауреат Ленинской премии, Заслуженный архитектор Беларуси Ю. М. Градов; профессор, автор классических учебников по дизайну и проектированию мебели и интерьеров А. А. Барташевич; профессор, создатель белорусской школы каллиграфии и графического дизайна П. А. Семченко; доцент, кандидат искусствоведения, автор более ста публикаций по истории культуры Беларуси, книг и учебников по истории искусства О. Д. Баженова; лидер современного интерьер-дизайна Е. Н. Матросова; известные белорусские дизайнеры, художники и скульпторы — И. Н. Лобан, В. А. Ломако, Н. А. Рачковская, М. В. Сенькин, В. П. Тюрин и др. Заведующий кафедрой искусств И. Н. Духан — член Европейского общества культуры, Международного и Белорусского Союзов Дизайнеров, Белорусского Союза Архитекторов, Академии Архитектуры, приглашенный профессор Баухауза, Королевского университета Белфаста, Университетов Северной Каролины и Палермо и других — автор многочисленных работ по теории и стратегиям искусства и дизайна, аспектам современной архитектуры, опубликованным на белорусском, русском, английском, французском, немецком языках.

"Наш профессорско-преподавательский состав состоит из прекрасных специалистов — как теоретиков, так и практиков, — заметил И. Н. Духан. — Когда мы начинаем общаться со студентами, главной задачей становится переформулировать свои внутренние представления и знания таким образом, чтобы они стали не только доступны, но и интересны молодежи. Порою сделать это очень сложно. Открыть для студентов собственную художественную стратегию — это серьезный шаг для любого преподавателя, так как мы вынуждены переосмысливать собственный профессиональный опыт. Часто именно общение со студентами способствует прояснению собственных профессиональных идей. Мне приходится преподавать в университетах Западной Европы и России. Конечно, с интересом наблюдаю за студентами и хочу отметить, что наши ребята год от года становятся более раскрепощенными, живыми и свободными в своих идеях и построении собственных творческих моделей. Наша задача как преподавателей — найти этим творческим моделям адекватное профессиональное развитие. Учебный процесс — это когда импульсы и идеи исходят с двух сторон: от преподавателя и от студента. Бормочущий преподаватель, читающий конспект лекций, — это самое страшное, что может быть в учебном процессе. У нас такая ситуация исключена".

По приглашению кафедры в Минск для чтения специальных курсов лекций или участия в семинарах приглашаются известные дизайнеры, художники и теоретики Европы и России. Так, мастер-классы для студентов проводили К. Милле, Дж. Бараш, К. Лоддер, Р. Зарка, Я. Пурхля и др.

"У нас налажен контакт с коллегами из России, Западной Европы, Америки. Это очень важно в первую очередь для того, чтобы находиться в контексте событий, происходящих в мировом искусстве, дизайне и архитектуре. Напрямую общаясь с активными представителями мировой творческой элиты, мы сами находимся, как говорится, на "гребне волны".

Студенты кафедры активно сотрудничают с представителями альма-матер из других стран. Так, хорошо себя зарекомендовали совместные экспедиции со студентами Вильнюсской академии искусств. Ребята делали зарисовки и обмеры архитектурных памятников как на территории Литвы, так и в Беларуси, посещали интересные выставки.

"Отзывы студентов о таких проектах самые положительные: молодые люди с интересом общались со своими коллегами из Литвы, делились опытом и знаниями. Это довольно продуктивный вид работы, поэтому мы стараемся расширять горизонты. Сейчас совместно с университетом Штутгарта (Германия) готовим летнюю школу по неоклассицизму в дизайне и архитектуре ХХ века", — рассказал заведующий кафедрой искусств.

Веселые, находчивые и творческие

Студенты кафедры искусств… Какие же они? В первую очередь следует отметить, что подавляющее большинство их них — это представительницы прекрасного пола. "Подобная тенденция возникла не сегодня, — отметил И. Н. Духан. — Она наблюдается в современной архитектуре и дизайне последние десять лет".

В то же время, по мнению И. Н. Духана, нельзя сказать, что современная архитектура и дизайн имеют четко выраженное женское лицо. Речь идет скорее о некоторых замечательных нюансах, различимых только профессиональному глазу.

Студенты или студентки — это не столь важно, главное, что из стен университета выходят хорошие специалисты.

Следует отметить, что будущие дизайнеры — народ неспокойный. Не сидится им в студенческих аудиториях… Конкурсы и фестивали — вот она, родная стихия творческих людей. Именно поэтому студенты кафедры дизайна — постоянные участники подобных мероприятий. И делают они это, надо сказать, весьма успешно.

Например, недавний выпускник ГИУСТа Юрий Алехно совместно с Марией Ключник-Алехно стали "первопроходцами" среди белорусов на престижном салоне Милана — "Сателите". А это одна из самых значимых экспозиций во всем мире, панорама современного молодого дизайна при миланском мебельном салоне. Со всей Восточной Европы именно наши ребята сумели первыми получить право не только участвовать в этом престижном дизайнерском "сейшене", но и завоевали на итальянской земле призовое место. Их работа — трансформируемый стул-табурет — была по достоинству оценена экспертами. Как заметил И. Н. Духан, ребята смогли найти легко комбинирующуюся конструкцию формы при минималистском и крайне сдержанном дизайне.

Кстати, в кабинете у заведующего кафедрой можно увидеть еще одну работу — Алеси Ключник — массивное кресло, сделанное из бумажных отходов. "Стоит оно здесь уже более пяти лет, а своей актуальности не утрачивает, — говорит И. Н. Духан. — Эта работа — отличный пример экологического дизайна, которому в учебном процессе уделяется много времени".

Благодаря участию в конкурсах и выставках как студенты, так и преподаватели имеют возможность ощутить свое место в мировом художественном и дизайнерском процессе, что является очень важным фактором в становлении белорусского дизайна и архитектуры в целом. "Отечественные школы дизайна и архитектуры еще совсем молоды, — отметил И. Н. Духан. — Например, главная архитектурная альма-матер страны — специализированный факультет БНТУ — была создана уже после войны. Наша кафедра появилась чуть более десяти лет назад. В то же время классические европейские школы насчитывают столетия истории, имеют веками сложившиеся традиции и особенности".

Национальный фестиваль архитектуры: постфактум

Совсем недавно студенты кафедры приняли участие в VI Республиканском конкурсе дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Республики Беларусь в рамках IX Национального фестиваля архитектуры "Минск–2011". Впечатлениями о самом главном событии в архитектурном мире нашей страны вместе с Игорем Николаевичем Духаном поделился также Юрий Михайлович Градов.

"Год от года Национальный фестиваль архитектуры все больше набирает обороты, — отметил Ю. М. Градов. — В этом году настоящей сенсацией конкурса дипломных работ выпускников вузов и ссузов страны стало блестящее выступление средних учебных заведений, в частности, МГАСК. Для меня это своеобразное открытие. Студенты показали множество интересных работ. Однако в целом следует сказать, что в этом году, на мой взгляд, стал очевиден элемент повторения у архитектурных школ. Так, прошлый конкурс показал больше интересных работ именно среди вузов".

Впрочем, как считает, И. Н. Духан, элемент повторения — вовсе не показатель того, что уровень студенческих работ снижается. Наоборот, это говорит о том, что сохраняются очень высокие требования к качеству проектов. "Приятно, что студенты нашей кафедры получили на конкурсе шесть призовых мест в разных номинациях, — подчеркнул он. — Хотя, конечно же, мы всегда будем стремиться к еще большему результату. Ведь год от года профессиональный уровень дипломных работ студентов нашей кафедры шлифуется. Так, в дипломах последних лет можно наблюдать совершенно неожиданные яркие шаги, необычные экологические и технологические решения. Причем инициатива чаще всего исходит именно от самих студентов. Мы живем в переходную эпоху, когда лавинообразно развиваются компьютерные технологии. Студенты очень быстро схватывают эту тенденцию, преподнося ее агрессивно и ярко. И я с большим интересом отношусь к этому явлению".

Какими же проектами удивляют талантливые студенты кафедры? Например, новую технологию кухни представил на конкурсе студент Павел Салущев. Его работа была выполнена под руководством председателя Союза дизайнеров Беларуси Дмитрия Сурского. Кстати, это обычная практика, когда дипломными проектами руководят "приглашенные" дизайнеры и архитекторы.

Среди примечательных работ также проект ресторана белорусского посольства в Москве, выполненный студенткой Леей Сафиной под руководством главного архитектора проектов ОАО "Минскгражданпроект" Валентины Ционской.

Высокую оценку жюри на конкурсе дипломных проектов получила работа студентки Татьяны Баглай. Она предложила проект по созданию "лофт среды". Радикальная технология формирования активнодействующей среды реализуется через обнажения традиционных строительных материалов: кирпича, металла и конструкций. Эффект "лофта" подразумевает создание образа условно заброшенного пространства, которое при этом совершенно функционально. Вы словно находитесь среди законсервированных руин, но в то же время в комфортабельных условиях. "Думаю, мы все устали от рафинированного проектного стиля — со всякими декоративными штукатурками, подвесными потолками, — отметил И. Н. Духан. — "Стерильное" пространство уже никого не привлекает, скорее наоборот, сегодня "на ура" воспринимаются именно радикальные подходы".

В следующем году кафедра ГИУСТ БГУ отметит свой юбилей — 10 лет. Казалось бы, это совсем "юный" возраст. Однако даже за такой непродолжительный период ее выпускники смогли зарекомендовать себя как отличные специалисты. И с уверенностью можно сказать, что в этих стенах все только начинается…

Что может лучше нарисовать портрет учебного заведения, чем отзывы его студентов? Мы попросили выпускников кафедры искусств поделиться своими впечатлениями.

Ольга Подгорная, 5 курс, будущий дизайнер:

— Пять лет учебы пролетели очень быстро. Особо запомнились экспедиции, в которых я принимала участие. Например, мы ездили в г. Ошмяны, делали там обмеры старинных архитектурных памятников. В рамках учебного процесса много путешествовали по Беларуси, смотрели интересные памятники архитектуры. Еще одна незабываемая поездка — знакомство с архитектурой Вильнюса.

Учеба здесь — это огромное путешествие, которое подарило мне множество новых впечатлений и, конечно же, глубокие знания. Мне импонирует то, что преподаватели здесь делают уклон именно на современном искусстве, в котором я открыла много нового для себя. В будущем я вижу себя только дизайнером.

Ирина Дедкова, 5 курс, будущий дизайнер:

— Все пять лет, которые я провела здесь, учебный процесс удивлял меня своей многогранностью. Но именно благодаря тщательной проработке разных аспектов выбранной специальности я смогла получить хорошую базу знаний и составить собственное представление о сути профессии. Все педагоги, которые занимались с нами, — настоящие профессионалы; они помогли во многом почувствовать себя специалистом, поделились знаниями и опытом.

Всего просмотров: 9 465
Опубликованно: 12.12.2011