Градостроительная концепция высотного строительства


Версия для печати

Тема высотного строительства в Минске давно уже вышла за рамки освоения и грамотного применения сложных технологий проектировщиками и строителями. Потенциал отрасли настолько высок, что позволяет реализовать практически любые проекты: несколько возводимых в столице республики зданий уже превысили отметку в 100 метров. Вместе с тем все с большей остротой в последние годы возникает вопрос местоположения таких объектов, появляющихся в разных местах города и существенно меняющих пространственный образ городского ландшафта.
Еще в советские времена была начата работа по созданию схемы расположения в Минске высотных зданий, но в силу разных причин она так и не была закончена. В конце 2010 года к этой идее вернулись, над ее воплощением совместно работали Комитет архитектуры и градостроительства Мингор-исполкома и институт "Минскградо". В итоге разработана Градостроительная концепция размещения высотных зданий в г. Минске. Каким же образом предлагается осуществлять пространственное формирование города и что легло в основу концепции?

Градостроительный образ Минска на протяжении многих столетий создавался в живописной пойме р. Свислочь террасированной застройкой с гармоничным сочетанием "рядовых" (фоновых) построек и высотных акцентов культовых сооружений. В послевоенный период возрождение разрушенной столицы осуществлялось в радиально-кольцевой композиции плана и "плоской" композиции ансамблевой застройки с богатым садово-парковым озеленением, чередованием открытых и замкнутых пространств улиц и площадей с архитектурным разнообразием зданий и сооружений. Возведение в 80-х годах на высоких плато в районе Юбилейной площади и в излучине реки монументальных 24-этажных высотных зданий (институт "Белбыттехпроект" и гостиница "Беларусь") установило новый масштаб развития столицы и стало своего рода камертоном в композиции застройки водно-зеленого диаметра города. В ряду восточноевропейских столиц застройка Минска многими оценивалась как достойный пример современного градостроительного искусства.

За пределами центра города в высотной композиции застройки, как в зеркале, отразился процесс поэтапного освоения территории от центра на периферию и поэтапного развития строительной базы с наращиванием высотности зданий массового жилищного строительства 5–9–12–16–24 и более этажей. В итоге пространственный образ городского ландшафта своей формой напоминает пологий кратер.

В градостроительной теории особо выделяются высотные доминанты — здания, высота которых в 2–2,5 раза больше окружающей фоновой застройки. Сегодня в городе насчитывается более 400 зданий такого рода, в т. ч. порядка 250 в 16 и более этажей. Высотные сооружения построены как на главных проспектах и площадях, так и в глубине микрорайонов, как на возвышенных участках, так и на нижних террасах рельефа местности. Повсеместное размещение высотных объектов и высокая градостроительная ценность городских земель подогревают настроения инвесторов строить "высотки" в уже сложившихся районах, включая исторический центр, что угрожает разрушением уникального образа города с тысячелетней историей. Примерами тому служат строящиеся в историческом центре высотные здания более 30-ти этажей на набережной реки Свислочь и в районе ул. Замковой. Большую озабоченность вызывает изменение градоформирующей значимости высотных зданий с уровня главных организующих пространство города объектов (по меткому определению арх. Е. Л. Заславского — "дирижирующих вертикалей") до уровня рядовых объектов нового строительства — градостроительных "уплотнителей" застройки. Лидером тиражирования высотных зданий в Минске сегодня стал типовой панельный 19-этажный жилой дом серии M111-90.

Для выработки мер по поддержанию и приумножению архитектурного и градостроительного богатства столицы с сохранением ее историко-архитектурного наследия и природного ландшафта была разработана градостроительная концепция и методология размещения высотных зданий, в которой нашли отражение три накладывающихся друг на друга структурно-планировочные модели: концентрическая, каркасная и секторная.

Так, главным звеном градостроительной композиции Минска выделено центральное ядро в границах первого транспортного кольца. Самым ценным здесь является историческое наследие (районы Замчища, Верхнего города, Троицкого и Раковского предместий). Размещение высотных зданий в этой части города исключается. При этом здесь сохраняется возможность создания архитектурных ансамблей с включением высотных доминант, но только на периферийных реконструируемых территориях в полосе железной дороги (участок между станциями Минск-Восточный — Минск-Центральный — Минск-Северный). Концепцией регулируется их максимальная высота — не более 25 этажей, что при средней этажности этой части города до 7-ми этажей создает более чем трехкратный контраст по отношению к фоновой застройке.

Ведущую градоформирующую роль в композиции центральной зоны и секторах столицы исполняют главные городские проспекты с парадными архитектурными ансамблями застройки — пр. Притыцкого, пр. Дзержинского, ул. Кижеватова, ул. Маяковского, пр. Партизанский, пр. Независимости, Долгиновский тракт и пр. Победителей. Для создания ярких архитектурных ансамблей и выделения в застройке проспектов наиболее важных планировочных узлов на въездах в центральную зону города в местах пересечения со 2-м транспортным кольцом заложена возможность размещения высотных зданий. Ряд мест выделен и на участках наиболее крупных общественных комплексов городских секторов. При этом максимальная этажность высотных зданий ограничена величиной до 35 этажей, что при средней этажности в этой части города до

12-ти этажей также создает трехкратный контраст по отношению к фоновой застройке.

Важную роль в формировании архитектурного образа столицы выполняет застройка главных въездов в город в зонах пересечения проспектов с минской кольцевой автодорогой (МКАД). Поскольку застройку МКАД отличает крупный пространственный масштаб, для создания запоминающихся архитектурных ансамблей на въездных узлах вполне оправдано сооружение своего рода зданий-маяков на подходах к столице. Вертикальный масштаб таких зданий концепцией не регулируется, а определяется в каждом конкретном случае индивидуально.

Повышение международной значимости южного въезда в столицу со стороны узла пересечения трансъевропейских коридоров № 2 и № 9 Б нашло отражение в развитии композиции застройки проспекта (продолжение ул. Кижеватова) на территории столичного делового центра "Минск Сити" в композиции группы высотных зданий максимальной этажности. То же запланировано и на пр. Победителей в северо-восточной части города на территории столичного подцентра "Маяк Минска".

Наиболее ярко композиция города проявляется в силуэтах и панорамах застройки открытых пойменных территорий р. Свислочь, Цнянского водохранилища, р. Слепянки, р. Лошицы и др. Богатство пейзажной композиции городских природных ландшафтов предложено дополнить размещением ряда культовых сооружений с ажурным силуэтом.

Строительство зданий повышенной этажности не исключается на территориях всех жилых и производственных районов города, однако их размещение переносится на последующие стадии градостроительного проектирования (детальные планы, эскизы застройки и др.), что позволит точнее оценить локальную градостроительную ситуацию, масштаб и характер ее природного и антропогенного ландшафтов.

Концепцией выделены 4 категории высотных зданий и установлены градостроительные регламенты для 4 типов зон композиционного регулирования застройки Минска. Хочется надеяться, что содержание концепции поможет управленцам и проектировщикам более обоснованно и согласованно осуществлять процесс пространственного формирования города, отвечающего национальным традициям, принципам исторической преемственности и ожиданиям горожан.

Александр Акентьев,
главный архитектор проектов
УП "Минскградо"

Всего просмотров: 7 116
Опубликованно: 03.12.2012